Пегас с 18 октября

Раннее бронирование морских круизов практически не работает

Туроператоры по морским круизам сильно разошлись в оценках ситуации в этом сегменте рынка, определив динамику продаж от падения в разы до незначительного прироста. Однако все они уверены, что круизный продукт пострадал меньше, чем зарубежные туры в целом. Во многом и потому, что заядлые круизеры прекрасно знают: морское путешествие гораздо выгоднее и комфортнее экскурсионного тура по аналогичному количеству стран.

Генеральный директор компании «Инфофлот» Александр Сахаров напомнил, что последние годы круизный рынок активно рос: «Мы ежегодно чуть ли не удваивали объемы. Поэтому и нынешний спад не выглядит ужасным. Конечно, в ноябре мы столкнулись с сокращением продаж на 30%, но позже ситуация стабилизировалось. Сейчас летние круизы продаются со снижением всего на 10-15%. Нас всех спасает инерция прошлых лет». По спросу сегодня предсказуемо лидирует Средиземное море, неплохо продается Азия. Высоко востребованы также новые двухнедельные круизы по Черному и Средиземному морям от компании MSC, стартующие из Сочи с июля по сентябрь.

Коммерческий директор компании «Атлантис Лайн» Алексей Цыганов также отметил устойчивость сегмента морских круизов по отношению к дестабилизирующим факторам. Итоги прошлого года не уступили показателям 2013-го, зимний сезон прошел хорошо, наибольшую популярность продемонстрировали Карибы. По числу летних бронирований лидирует Средиземноморье, Дубай, сейчас активно продаются круизы из Санкт-Петербурга по балтийским столицам. Стоимость поездки на майские праздники из Питера начинается от €400, включая портовые сборы – программу практически разобрали.

Эксперт отмечает возросшую популярность luxury-круизов, в чем видит свойственную кризисным временам закономерность. Продукт предполагает отдых по типу «все включено», особых дополнительных затрат за границей не требуется, не надо доплачивать и за проезд между странами по маршруту: «Это реальная экономия при сохранении высокого уровня отдыха».

О позитивных итогах зимы говорили и в компании PAC Group. Руководитель отдела рекламы и PR Надежда Найдис сообщила, что сезон превысил прошлогодние показатели на 6%, а продажи в целом по году почти повторили цифры 2013-го: «Стимулом послужило, в частности, появление нового маршрута из порта Сочи, который уже претендует на звание хита. Его продажи не прекращалась даже в дни самой высокой «турбулентности» на валютном рынке».

По оценкам генерального директора круизного центра «Нептун» Ольги Елисеевой, зимние продажи упали на 40-50% по сравнению с предшествующим сезоном: «Новый год тоже не стал исключением, аншлаговых продаж на эти даты, как бывало раньше, не наблюдалось». Глубина снизилась еще в прошлом году. Акция раннего бронирования на майские праздники заявлена, но проблема в том, что самого спроса на лето еще нет: люди запрашивают круизы максимум на март-апрель, в среднем продажи идут в два раза хуже прошлогодних. «Хорошо хоть спрос не падает и дальше, снижение объемов держится на отметке 50% с минувшего лета. Этот спад учли и круизные компании, снизив нам план по обороту на 30-40%», – прокомментировала г-жа Елисеева.

Как рассказала директор по маркетингу компании «Виа Марис» Елена Карманова, Новый год продался в полтора раза лучше, чем предыдущей зимой, однако круизы «вокруг» праздничных дат провалились в два раза: «Впервые на новогодние даты не собралось ни одной группы в дальний экзотический круиз, Азия была представлена только Сингапуром. В основном туристы отправились путешествовать по Средиземному морю и Эмиратам». Акция раннего бронирования в круизном секторе, по ее мнению, давно превратилась в акцию «до последнего момента». Иногда цена по акции и незадолго до даты выезда может отличаться всего на €50, что только обесценивает ее привлекательность в глазах туристов.

«С осени мы работаем в режиме «отправьте меня завтра». Раньше это было практически невозможно, но сейчас всегда находим места. Вот и мартовские круизы будем продавать в таком режиме, то есть в начале марта на середину и конец месяца», – пояснила г-жа Карманова. Она наблюдает тенденцию к провалу среднего ценового сегмента, лучше всего бронируются самые дорогие и наиболее дешевые каюты.

Исполнительный директор компании «Вип Круиз Интернешнл» Жанна Шайхуллина считает, что зима прошла без провала, так как круизы начали продаваться с начала прошлого года, еще до экономического кризиса и банкротств операторов: «До максимального падения рубля в ноябре большинство туристов уже забронировали Новый год, поэтому зима прошла даже с небольшим приростом. Постоянные клиенты уже бронируют летние круизы, есть заказы вплоть до 2016 года». Она уверена, что на текущий момент картина спроса не так плоха, как ожидали многие эксперты рынка, предполагавшие, что продажи весенне-летних круизов не начнутся раньше марта. В то же время отмечается двукратное сокращение количества человек, забронировавших морское путешествие на лето. «Но народ все равно не окажется от круизов, многие даже не понижают класс размещения. С другой стороны, заметнее всего просел спрос на бюджетные каюты», – уточнила г-жа Шайхуллина.

 

Наталья Панферова, RATA-news