Travelport с 18 января

Добровольная аннуляция тура не предполагает выплат страховщика по финансовым гарантиям

Директор компании «Ирма-Аудит» Мария Булатова продолжает отвечать на вопросы турагентов, туристов и даже туроператоров, пострадавших от «бездеятельности» туроператора «Капитал тур».

- Мы отказались от тура на 8 декабря и перебронируем для своих туристов тур у другого туроператора. Оплата в «Капитал тур» была произведена в полном объеме. Сейчас у нас с туристом договоренность, что новый тур мы с ним оплачиваем 50:50: часть денег, полученных от туристов за несостоявшийся тур «Капитала», засчитываем в счет нового тура, а часть возвращаем туристам в рассрочку двумя платежами. Как нам оформить документы? Может ли турист напрямую обратиться к туроператору за возвратом средств или требовать возврата от туроператора придется нам?

- От туриста необходимо получить письменную заявку на зачет части стоимости аннулированного тура в счет нового тура. На основании этой заявки вы сделаете «переброску» средств. На аннулированной заявке в виде полученного аванса останется та сумма, которую вы должны вернуть клиенту. Вашу договоренность с клиентом о рассрочке возврата также следует оформить письменно, например, сделав дополнительное соглашение к договору о реализации туристского продукта о сроках возврата средств.

Что касается возврата денег от туроператора, то турист получить такой возврат напрямую не сможет. Как агент вы действовали по поручению туроператора, но от своего имени. То есть, согласно статье 1005 ГК РФ, «по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки».

Обратиться напрямую к туроператору турист мог бы в двух случаях. Во-первых, если бы вы как агент действовали от имени и по поручению туроператора. Тогда права и обязанности по сделке возникают непосредственно у принципала (ст. 1005 ГК РФ). Второй случай предусмотрен не Гражданским кодексом, а отраслевым законом «Об основах туристской деятельности». Согласно ст. 17.5 турист может обратиться к туроператору или страховщику (гаранту) за выплатой в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств. В данной же ситуации страховой случай (т.е. отказ туроператора от исполнения своих обязательств) не наступил – вы добровольно отказались от бронирования тура. Поэтому требовать возврата денежных средств вам придется в рамках вашего договора с туроператором. Возможно, делать это придется в судебном порядке.

- У нас с «Капиталом» был совместный блок мест на рейсе «Аэрофлота» на Новый год. «Капитал тур» свою часть блока не оплатил. Чтобы «Аэрофлот» не снял эти места и не пострадали наши туристы, нам придется оплатить совместный блок полностью. Но нет уверенности, что мы успеем реализовать все места «Капитала», следовательно, понесем убытки в размере стоимости непроданных мест. Сможем ли мы потом предъявить «Капиталу» требование о возмещении этих убытков?

- Все зависит оттого, как оформлен ваш договор с авиаперевозчиком. Если это трехсторонний договор и обязанность по оплате блока мест вы несете совместно с другим туроператором, то, исполнив обязанность по оплате за третью сторону, вы можете требовать возмещения произведенных вами расходов. Если же каждый из вас заключал с авиаперевозчиком свой договор, а потом вы «выкупили» блок, от которого другой туроператор отказался, то нести все коммерческие риски, связанные с возможной неполной продажей этих мест, вам придется самостоятельно.

- У нас на руках так называемая страховка на случай банкротства, но оформлена она не на бланке страховой компании, а распечатана с сайта «Капитал тура». Мы звонили в «Инногарант», там нам сказали, что деньги по такой страховке они от «Капитала» не получали. Означает ли это, что мы не сможем получить страховое возмещение?

- Страхование ответственности на случай банкротства – очень специфический вид страхования, вызывающий массу споров.

Банкротство контрагента страхователя и открытие в отношении него конкурсного производства сами по себе не могут быть признаны страховым случаем. И до момента установления факта недостаточности конкурсной массы (денежных средств должника) для удовлетворения требований кредиторов факт утраты имущества (денежных средств) страхователями не может быть установлен, а страховой случай – считаться наступившим. Правомерность подобных выводов подтверждается судебной практикой. Например, постановлением ФАС МО от 06.10.2008 № КА-А40/9070-08-П.

Таким образом, предъявить требование к страховой компании по этому виду страхования можно будет не в момент включения данного требования в реестр требований кредиторов, а только тогда, когда требования из этого реестра не будут удовлетворены в полном объеме. То есть получить деньги по страховке турист сможет не ранее чем через год (ровно столько длится процедура банкротства). А за это время неизвестно что может случиться со страховой компанией.

Ну и что касается оплаты или неоплаты страховки. Этот вид страхования не относится к обязательным. Поэтому утвержденных Правительством РФ соответствующих правил страхования нет, они устанавливаются самой страховой компанией. По этому договору страхователем, вероятнее всего, является туроператор, а ваш турист – выгодоприобретателем. Скорее всего, в правилах страхования этого вида ответственности действительно предусмотрено, по аналогии, например, с ОСАГО, что договор страхования считается заключенным с даты, когда страхователь произвел оплату страховщику. То есть, если такая оплата в страховую компанию не поступила, то договор страхования не считается заключенным.

- Нашим туристам, не улетевшим 17 ноября, «Инногарант» не торопится выплачивать по финансовой гарантии, ссылаясь на то, что пока нет банкротства туроператора и, следовательно, факта неисполнения им обязательств. Прав ли страховщик?

- Возможно, ваш турист неправильно понял то, что ему сказали в страховой компании, или речь шла не о страховании ответственности туроператора, а о страховке от невыезда и на случай банкротства туроператора.

Согласно статье 17.4 закона «Об основах туристской деятельности», основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора». Про банкротство в законе ничего не сказано.

В данном случае имеет место факт неоказания услуг со стороны туроператора и его отказ возместить туристу стоимость этих услуг. Если у туриста есть на руках все необходимые документы, проблем со страховой компанией быть не должно.

Получить консультацию аудитора по ситуации можно по телефону (495) 785-22-94, www.irma-audit.ru