Топ-100 российских здравниц: рейтинг инвестиционной привлекательности
Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (АОТ) при информационной поддержке Ростуризма завершила работу над ежегодным рейтингом инвестиционной привлекательности «Топ-100 российских здравниц» по данным за 2019 год.
Для оценки инвестиционной привлекательности санаторно-курортных организаций используются их отраслевые и финансовые показатели по методологии расчета, верифицированной крупнейшим российским рейтинговым агентством RAEX.
В результате работы над рейтингом эксперты АОТ пришли к выводу, что на протяжении пяти лет санаторно-курортная отрасль демонстрировала достаточно устойчивые показатели. Темпы ее развития напрямую зависят от платежеспособности населения и сложившегося отношения людей к профилактике как желательной, но не обязательной для поддержания качества жизни. Профессиональное сообщество, эксперты отрасли, лидеры мнений активно формируют новое отношение в обществе, особенно на уровне государственного и корпоративного управления, обращая особое внимание на возрастающую ценность не только лечения заболеваний и реабилитации, но и профилактики, регулярного оздоровления.
Меняется облик санаториев. Финансирование здравниц ведется за счет собственных и привлеченных средств, которые направляются не только на ремонт зданий, медицинских корпусов и благоустройство территории, приобретение современного оборудования, но и на внедрение специализированного программного обеспечения, организацию досуга и улучшение качества сервиса.
Все еще высокая инертность отрасли обусловлена не только неоднородностью субъектов и неудовлетворительным состоянием ее инфраструктуры, но и сложностью продукта санаторно-курортной деятельности для регулирования со стороны государства.
По оценкам экспертов АОТ, в 2020 году отрасль ждет падение доходов на 20% и более. Еще более сложным будет период сезонного спада загрузки в ноябре-декабре и в первом квартале 2021 года: накопить свободные денежные средства на счетах для оплаты расходов низкого сезона и проведения ремонтных работ удастся не многим здравницам.
«Очевидно, что только усилий менеджмента по совершенствованию внутренних бизнес-процессов во время снижения потока отдыхающих будет недостаточно. На повестке дня должно быть накопление денежных резервов на счетах, четкий план мероприятий по снижению занятости в связи с падением загрузки, меры по сохранению наиболее ценных кадров, планирование возможного секвестра расходов, выработка механизма быстрого перевода на консервацию части инфраструктурных объектов, определение каналов привлечения заемных средств и четкое понимание текущей ситуации с прогнозом на ближайшие 6-12 месяцев», – говорит председатель АОТ Елена Трубникова.
Основным источником инвестиций для поддержания существующей инфраструктуры, обновление и увеличение номерного фонда, реконструкцию инженерных сетей, минеральных источников, трубопроводов, парков, на информатизацию и т.п., становится чистая прибыль, привлеченные заемные средства, помощь учредителей и меры поддержки со стороны государства.
За 2018-2019 годы совокупная прибыль до налогообложения и выплаты процентов за использование заемных средств (EBIT) у участников топ-100 составила 2,4 млрд и 2,8 млрд рублей соответственно (+ 400 млн рублей, или +16% год к году). За этот же период совокупный долг увеличился на 4 млрд рублей, или +38% – с 10,6 млрд в 2018 году до 14,6 млрд рублей в 2019. Если вычесть уплаченные проценты за заемные средства и налог на прибыль, то в распоряжении топ-100, по данным АОТ, остается около 1 млрд рублей, или 2% от совокупной выручки.
Усредненный санаторий из рейтинга топ-100 за 2019 год представляет собой организацию с годовой выручкой 422 млн рублей (рост +20% за 5 лет), что выгодно смотрится на фоне среднеотраслевого показателя в 80,3 млн рублей по Росстату.
Совокупная выручка участников рейтинга за 2019 год увеличилась на 1,4 млрд рублей по отношению к этому показателю топ-100 за 2018. Уровень загрузки номерного фонда на среднеотраслевом уровне не превышает 50% уже несколько лет, а у участников рейтинга – 69-74% в течение пяти лет.
В рейтинг за 2019 год вошли санатории из 36 регионов (плюс 3 регионов к 2018 году). В том числе 41 здравница из Краснодарского, Ставропольского края и Крыма. Алтайский край, Башкортостан и Татарстан, а также Московская и Свердловская области представлены 18-ю санаториями. Остальные регионы представлены одной-двумя здравницами.
В лидерах по загрузке номеров уже четвертый год остаются санатории Башкортостана (98%), следом идет Алтайский край (79%). Хорошая динамика участников топ-100 по показателю выручки год/к году: +24% у здравниц Крыма, +22% – в Алтайском крае.
В первую десятку рейтинга инвестиционной привлекательности «Топ-100 российских здравниц» вошли:
1. Санаторий «Заполярье», Краснодарский край
2. Санаторий «Янган-Тау», Башкортостан
3. Сеть санаториев «РЖД-Здоровье»
4. Курорт «Белокуриха», Алтайский край
5. Санаторий «Плаза», Ставропольский край
6. Санаторий «Россия», Алтайский край
7. Клиника «Кивач», Карелия
8. Курортный комплекс «Молния Ямал», Краснодарский край
9. Курорт «Усть-Качка», Пермский край
10. Курорт «Ключи», Пермский край
Полный рейтинг и подробности о проекте смотрите здесь.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Виктория Шамликашвили
ITS, генеральный директор
«Петербург рискует потерять репутацию лучшего туристического города России»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»