Калуга

Морской музей Эстонии – путешествие по волнам времени

Туристический Таллин – давно уже не только исторический центр, Старый город. Это еще и районы за его пределами, в основном, бывшие промышленные зоны, которые реконструируются в современном архитектурном ключе. Здесь появляются новые необычные общественные пространства, отели, музеи, которые сразу становятся точками притяжения туристов.

И неудивительно. Что ни говори, а большинство средневековых городов Европы похожи друг на друга, и таких оригинальных музеев, как, например, Лётная гавань в Таллине на берегу Балтийского залива, надо еще поискать. В этом корреспондент RATA-news убедилась в ходе поездки в Таллин по приглашению московского представительства Центра развития туризма Эстонии.

Лётная гавань – часть Морского музея Таллина, который создавался с середины 30-х годов прошлого века. Его экспозиция, посвященная истории мореплавания и судостроения, всегда располагалась в башне Толстая Маргарита в центре города. За последние два года музей прошел полную реконструкцию, и сейчас, находясь внутри, вообще забываешь, что ты «в чреве» древней башни – настолько современная у нее технологическая и мультимедийная начинка.

Примерно лет пять назад Морской музей открыл свою вторую экспозицию в Лётной гавани. Здесь представлены реальные образцы военно-морской авиации за последние 100 лет. Сейчас это самый популярный и посещаемый музей Эстонии.


Здесь есть что посмотреть и взрослым, и детям. И даже тем, кто не испытывает особого интереса к военной технике. Потому что экспонаты Лётной гавани – не просто морские суда, а свидетели и участники таких исторических событий, которые перекроили судьбы нескольких поколений. Здесь открываются неожиданные страницы и нашей, российской, истории.

В 1912 году, когда Таллин был Ревелем и входил в состав Российской империи, на берегу Финского залива было решено создать морскую крепость Петра Великого и оснастить ее самым современным оружием. Тогда все надежды военные связывали с самолетами, в том числе с гидропланами. Лётная гавань построена для них, это – гидроаэропорт.


В 1916 году Николай II подписал указ о формировании российского военно-воздушного флота. Планировали построить три гидросамолета, имя им было выбрано соответствующее – «Илья Муромец». Датской компании Christiani&Nielsen был заказан бетонный ангар для стоянки боевых гидропланов. Это первое в мире такое большое безопорное железобетонное сооружение. Здание получилось уникальное для своего времени, оно и сейчас поражает размахом и качеством.


До Второй мировой войны здесь стояли гидросамолеты. После революции в России гавань служила уже независимой Эстонской Республике, которая тоже озаботилась созданием собственного военно-морского флота и в 1937 году заказала в Великобритании подлодку. Ее назвали «Лембит», по имени национального героя Эстонии, фактически тоже Ильи Муромца.


Дальше Лётной гавани и ее нынешним экспонатам предстояла долгая и трудная жизнь – война, оккупация, неоднократная смена власти. Но они дожили до наших дней. «Лембит», например, одна из немногих подлодок, сохранившихся с довоенных времен. Сейчас в нее может зайти любой, осмотреть все отсеки, удивиться, как в ней могли работать люди.


Можно еще заглянуть на пароход-ледокол, которому уже более 100 лет, он стоит у берега залива. Его строили тоже по заказу правительства России в 1914 году – сейчас он называется «Суур Тылл», а когда-то – «Царь Михаил Федорович», в честь первого представителя династии Романовых.


Это самые яркие, уникальные экспонаты Лётной гавани. Всего же их в музее великое множество – лодки и парусники, гидросамолет Short184, мины, пушки, аквариум. И все это можно потрогать, залезть внутрь, на чем-то – полетать, из чего-то – пострелять…

Светлана Ставцева, RATA-news