Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

На Алтае создан туристический маршрут по заповедникам

Состоялся первый поход по новому маршруту, разработанному в Республике Алтай. Двенадцатидневный тур «Алтай заповедный» был создан еще в прошлом году несколькими турфирмами при поддержке Программы развития ООН (ПРООН) и Глобального экологического фонда (ГЭФ). В первую «разведку», не считая организаторов, вышли пять человек – гости из Ухты и Екатеринбурга, а также представители местных СМИ. «Во многом это был экспедиционный инфо-тур, который показал сильные и слабые стороны маршрута», - сообщил STI Сергей Зяблицкий, президент «Алтайского туристского соглашения», один из создателей проекта и участник первого похода.

«Алтай заповедный» - первый маршрут в регионе, который проходит через все семь особо охраняемых территорий Республики Алтай: природные парки «Уч-Энмек», «Белуха», «Аргут», «Укок», Катунский биосферный заповедник, Алтайский государственный заповедник и природно-хозяйственный парк «Чуя-Оозы». Туристы посещают долину Чулышмана, галерею наскальных рисунков в урочище Тялбак-Таш, Телецкое озеро, плато Укок и другие природные памятники и экскурсионные объекты. «Маршрут очень интересный, уникальный, – считает Александр Смирнов, директор барнаульской туроператорской компании «Плот», специализирующейся на активных турах по Алтаю. - За время одного путешествия можно увидеть практически все заповедные уголки Алтая».

По словам Сергея Зяблицкого, маршрут включает элементы водного и пешеходного туризма, но в основном туристы передвигаются на автотранспорте. «Чтобы обойти пешком все особо охраняемые территории Алтая, нужно два-три месяца, - поясняет президент «Алтайского туристского соглашения». - Маршрут очень сложен технологически. В его реализации участвуют более десятка различных средств размещения и туроператоров. Наладить коммуникации между ними было достаточно сложно. В рамках подготовки к первому маршруту мы провели для участников проекта семинар, а также несколько консультаций с представителями французского национального парка де Бож».

По словам Сергея Зяблицкого, маршрут не нацелен на то, чтобы «какая-то одна фирма заработала много денег». Его создатели хотят вовлечь в реализацию этого проекта как можно больше представителей природных парков Республики Алтай. «Тем самым мы повысим их занятость и участие в туристском бизнесе, - говорит Сергей Зяблицкий. - Это было бы для них своеобразной школой в их будущей предпринимательской деятельности». По его словам, проблем в организации посещений заповедников у организаторов тура не было, так как перед руководством природоохранных территорий стоит задача – внедрять в элементы экологического туризма. «Те самостоятельные попытки, которые ими предпринимались в последние два-три года без помощи туроператоров, не увенчались успехом. Поэтому мы решили объединить опыт операторов и потенциал природных территорий», - рассказывает Сергей Зяблицкий. По его словам, во всех заповедниках с организаторами маршрута на контакт шли охотно, однако где-то ответственно подошли к приему туристов, а где-то – пустили ситуацию на самотек.

«Наша задача – сохранить природу в первозданном виде, поэтому развивать туризм в прямом смысле слова мы не хотим, - рассказала STI Светлана Щигрева, замдиректора по экологическому просвещению Алтайского государственного природного биосферного заповедника. – Другое дело – экологический туризм, когда важно не просто что-то показать, но и экологически просветить наших гостей. Мы подписали соглашение с ассоциацией, которую возглавляет Сергей Зяблицкий, чтобы упорядочить посещение особо охраняемых зон. Для нас это лучше, чем случайные туристы. Мы – за то, чтобы в этом деле функции турбизнеса турбизнес на себя и взял». Кстати, по словам г-на Зяблицкого, около 60% стоимости путевки (33600 рублей) составляют услуги особо охраняемых природных территорий.

Первый экспедиционный тур показал слабые и сильные стороны маршрута, которые теперь предстоит скорректировать. Организаторы хотели бы видеть на маршруте самых обычных людей (первыми клиентами стали учёные-физики и бухгалтер), хотя детям, в том числе и старшего школьного возраста, на нем будет довольно тяжело. Впрочем, участники рынка не рассчитывают, что «Алтай заповедный» привлечёт массового туриста. Компания «Плот» разработала и предложила в 2010 году свой большой маршрут по Алтаю – «Золотое кольцо», но заявок на него поступило очень мало. «Такие проекты как «Алтай заповедный» не массовые, - резюмирует Александр Смирнов. – Он должен быть эксклюзивным, качественным и дорогим. Думаю, что средняя загрузка будет по 6-8 человек в группе. Заездов на маршруты подобного плана у туроператоров всегда бывает от силы два в сезон». Кстати, презентации «Алтая заповедного» состоялись в 2010 году на крупных туристских выставках в России и за границей. Организаторы рассчитывают, что зарубежные туроператоры им заинтересовались, и в следующем году по «заповедному» маршруту пройдут и иностранные гости. (STI)