Travelport с 18 января

По отдельным параметрам Москва уже сейчас относится к направлениям высшей категории

Состоявшийся 21 сентября первый Московский международный туристический форум (MITCO) был посвящен ребрендингу столицы, повышению ее туристической привлекательности. По словам председателя столичного Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Сергея Шпилько, нынешний, не самый благополучный имидж города сложился еще в 90-е годы прошлого века, и не без оснований. Однако с тех пор многое изменилось, Москва стала другой – а стереотипы живы до сих пор.

Московский туристический форум, который планируется проводить ежегодно, задуман как площадка для обмена мнениями представителей зарубежного и российского турбизнеса по самым злободневным темам. В этом году речь шла о развитии культурно-познавательного туризма. Событие на самом деле беспрецедентное, впервые в обсуждении проблем развития столичного туризма участвовала максимально широкая деловая аудитория. Как сказал г-н Шпилько, комитет делает все возможное, чтобы синхронизировать свои шаги с бизнесом и экспертами рынка. Наверное, в случае с Москвой, на туристическую судьбу которой, кажется, уже махнули рукой все, даже сами москвичи, легко уступив пальму первенства Санкт-Петербургу, это единственно возможный подход.

Хотя, как следует из выступления на форуме представителя TUI Travel Карлоса Муньеса, Москве нужно лишь «помочь»: даже сейчас наша столица на мировом туристическом рынке вполне конкурентоспособна. Правда, лишь по отдельным параметрам. К этому выводу компания TUI Travel пришла, проанализировав показатели Москвы по пяти самым важным для туристов позициям – удобство и стоимость перелета, размещение, визовые проблемы, транспорт внутри страны, безопасность.

Конкуренты у нашей столицы серьезные – Нью-Йорк, Париж, Лондон, хотя потоки в Москву несопоставимы с этими городами. По данным за 2009 год, Москва приняла 4,6 млн. туристов, Лондон – почти 16 млн., Нью-Йорк – 9,4 млн., Париж – 8,5 млн. Но Германия, Англия и Франция считаются ведущими рынками и для Москвы, за них и надо бороться.

Из выступления г-на Муньеса выяснилось, что, отправляясь в Лондон, немецкий турист может выбирать из 43 рейсов, в том числе стыковочных, а выбрав Москву – лишь из 24. Англичан при вылете в Нью-Йорк ждет 68 рейсов, в Париж – 66, а в Москву – 14! Немного лучше с ценой перелета: авиабилет из Германии в Лондон стоит в среднем 112 евро, в Париж – 182 евро, в Москву – 112 евро.

По размещению Москва очень сильно отстает от ведущих туристических городов. В Лондоне насчитывается 87 тыс. номеров, в Нью-Йорке – 76 тыс., в Париже – 74 тыс., а в Москве – всего 42 тыс. Однако все не так уж плохо – например, в Барселоне гостиничных мест даже меньше, чем в Москве. Правда, как сказал Карлос Муньес, хотя Москва и «берет» количеством», качество номеров среднего уровня пока сильно хромает. Но цены, как и в случае с перелетом, вполне сопоставимы с другими городами, а значит, конкурентоспособны.

Еще одной слабой позицией Москвы эксперт назвал недостаток мест, «куда можно пойти туристу». Кроме осмотра достопримечательностей в российской столице занятий для туриста со средним достатком не так много: рестораны, особенно вечером, очень дороги, других развлечений мало. Если в Нью-Йорке, Лондоне и Париже насчитывается не менее 500 различных «опций» досуга и развлечений, то в Москве их не более 200. Столько же, кстати, и в Барселоне, но там эти удовольствия гораздо доступнее, а потому у этого города есть явное конкурентное преимущество перед Москвой.

Мало кто в последние годы не ругает московский транспорт и дороги. А вот специалисты TUI считают, что по степени развитости транспортной инфраструктуры и ценам город вполне соответствует представлению о нормальном туристическом направлении. По их мнению, иностранный турист не испытывает каких-либо особых проблем ни с доставкой из аэропорта в город, ни с перемещением внутри города. Автобус, метро, троллейбус «доступны и недороги». Минус лишь один – мало надписей и указателей на английском языке.

Довольно высокая оценка дана уровню безопасности. «Раньше было гораздо хуже, – заметил эксперт TUI. – Сейчас специалисты ведущих туристических стран считают Россию и ее столицу безопасными для посещения».

Учитывая, что Москва в последнее время предприняла ряд мер по продвижению на мировом рынке, ситуацию никак нельзя назвать безнадежной, считает Карлос Муньес. Более того, шансы Москвы по ребрендингу как никогда велики, потому что мир вступил в период постоянных перемен и люди готовы открывать новые направления, готовы смотреть на старое новыми глазами.

Единственное, что эксперт считает действительно негативным фактором для Москвы, это – визовая процедура. Все основные конкуренты нашей столицы пускают к себе немецких, французских или английских туристов без виз. Китай и Индия визы требуют, но стоимость их гораздо ниже, а процедура оформления значительно проще, чем у российской. Смягчение визового режима могло бы дать въездному туризму в Москве очень мощный толчок, уверен Карлос Муньес. По его мнению, одно это решение могло бы компенсировать многие нынешние недостатки Москвы.

Пока лишь 1%, или примерно 30 тыс. туристов TUI, выбирают для своего путешествия Россию. При этом почти половина из них направляется в Екатеринбург (деловой туризм, родственный), примерно 24% едут в Санкт-Петербург и лишь 17% – в Москву. Эта невеселая статистика не мешает TUI рассматривать Москву как перспективное направление своего бизнеса в России. А интуиции туроператора с таким опытом и объемами можно доверять.

 

Светлана Ставцева, RATA-news