Пегас с 18 октября

Без реформирования РСТ было бы труднее противостоять вызовам, с которыми столкнулся турбизнес

Правление Российского союза туриндутрии (РСТ), на котором была принята первая программа модернизации объединения, состоялось в марте 2020 года – как раз когда началась пандемия и закрывались границы. Тем не менее программа была выполнена, причем досрочно, уже к концу 2020 года. Об этом заявил президент РСТ Андрей Игнатьев, выступая с отчетным докладом о работе объединения в 2020-2021 годах на XVIII съезде союза в Санкт-Петербурге.


«В марте 2021 года мы представили правлению РСТ вторую программу модернизации, обозначив, что основной задачей союза по-прежнему остается защита интересов входящих в него компаний. Хочу подчеркнуть – все, что делаем, мы оцениваем с позиции одного важного показателя – увеличения количества членов РСТ. С сентября 2019 года по сентябрь 2021 в союз вступило 170 компаний. По сравнению с предшествующими двумя годами это увеличение почти в пять раз», – подчеркнул Андрей Игнатьев.


Сегодня у РСТ 15 региональных отделений по России и 25 представителей в регионах. На этой карте красным обозначены регионы, где работают отделения, а голубым – представители РСТ. Как видим, еще есть, над чем работать. Но буквально на днях к РСТ присоединилась Иркутская региональная ассоциация гостиничной индустрии «Пять звезд».


Кроме того, создана сеть загранпредставителей – в 28 странах. Как правило, это люди, которые давно лет работают в туризме, многие представляли интересы России в различных государственных структурах за рубежом.

Начал работу новый центральный офис РСТ в Москве. В нем оборудована переговорная комната, в который каждый член РСТ может проводить встречи, пресс-конференции и заседания.

Более 800 писем отправил РСТ в различные ведомства, защищая интересы турбизнеса, и 80% наших обращений были учтены. Особенно запоминающейся была ситуация, когда турбизнес добивался отсрочки обязательств по несостоявшимся турам. По инициативе генерального директора компании «Арт-Тур» Дмитрия Арутюнова РСТ подготовил обращение к президенту России, и его подписали беспрецедентное количество представителей турфирм – 11 тысяч человек. «Таких примеров очень много. Не буду перечислять все, но скажу, что только на отмене взносов в фонды «Турпомощи» в 2020 и 2021 годах компании сэкономили 60 млн рублей», – сказал Андрей Игнатьев.

В России принято ругать чиновников, но во время пандемии нам удалось эффективно отработать как с исполнительной, так и законодательной ветвями власти, продолжил глава РСТ: «Я бы хотел поблагодарить вице-премьера Дмитрия Чернышенко, руководителя Ростуризма Зарину Догузову и заместителя председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Сергея Кривоносова за ту работу, которую они проводят для развития туризма в России и решения проблем турбизнеса».

В туризме есть свой омбудсмен, это председатель комитета РСТ по правовым вопросам Георгий Мохов. Новый проект устава РСТ, который был представлен съезду, разрабатывала его компания «Персона Грата». Кроме того, г-н Мохов участвует в проработке профильных законопроектов, занимается правовой поддержкой членов РСТ, ведет Telegram-канал «Юридические новости-Туризм» и регулярные семинары по правовому просвещению турбизнеса, а также принимает участие реализации механизма «регуляторной гильотины».

Сопредседателем рабочей группы по туризму в рамках «регуляторной гильотины» является почетный президент РСТ Сергей Шпилько, ответственный секретарь – начальник юридического отдела РСТ Николай Литаренко. Значимость этой работы трудно переоценить.

Группа рассмотрела 97 проектов нормативно-правовых актов и предложила правки, многие из которых были учтены. Например, в правилах предоставления гостиничных услуг упразднена нотариальная форма согласия законных представителей на заселение в гостиницу.

В целом на доработку направлено 13 законопроектов. Приостановлена работа над санитарно-эпидемиологическими правилами «Профилактика новой коронавирусной инфекции при осуществлении различных видов работ и услуг». Принятие такого документа означало бы для турбизнеса перевод рекомендательных санитарных положений в разряд обязательных.


Возвращен на доработку проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях введения регулирования деятельности гостевых домов». Продолжается работа по внесению в законодательство изменений, позволяющих средствам размещения в одностороннем порядке отказываться от предоставления гостиничных услуг при нарушении потребителем правил проживания.

«Очень важно работать над имиджем российского туризма, и надо отдать должное турбизнесу, который активно поддерживает социальные акции. Помимо нашей самой известной акции «Туризм России – медикам России» компании участвовали в проектах «Сила знаний» – это бесплатные экскурсии для детей из социально-незащищенных слоев населения; «Лучший друг» – сбор кормов для бездомных животных и поездки в приюты; «Автобус добра» – сбор вещей и продуктов для социально-незащищенных слоев населения и многих других. Комитет РСТ по социальным проектам организует подобные акции практически каждый месяц», – рассказал Андрей Игнатьев.

РСТ ведет активную работу по развитию устойчивого туризма. В структуре союза создан профильный комитет, уже проведено два тематических форума. «Считаю, что развитие устойчивого туризма должно стать миссией РСТ. Как мы знаем, понятие «устойчивый туризм» будет официально включено и в новую версию отраслевого закона», – отметил г-н Игнатьев.

«Мы планируем сделать особый акцент на участии в подготовке изменений в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Для этого очень важно обеспечить представительство РСТ в составе всех координационных и общественных советов. Также мы намерены содействовать эффективной реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Генеральный директор корпорации «Туризм.РФ» Сергей Суханов приехал на съезд, и, думаю, мы будем эффективно сотрудничать», – подчеркнул глава РСТ.

Большое внимание РСТ планирует уделять снижению финансовой и административной нагрузки на турбизнес и индустрию гостеприимства. Инициативы о введении тех или иных сборов поступают со всех сторон, но бизнесу еще долго придется восстанавливаться после пандемии, это очень важно учитывать. РСТ содействуем в получении грантов, субсидий и иной господдержки для членов союза. Будет продолжена программа «Чип и Дейл», это помощь туроператорам, у которых возникают трудности с заключением договоров со страховщикам и оформлением финансовых гарантий. В каждом конкретном случае проблема решается практически в ручном режиме.

Будет расширяться и международная, и региональная сеть – РСТ намерен присутствовать в каждом регионе, где развивается туризм. «Как мы знаем, иностранных туристов в России практически нет, электронная виза не выдается. Конечно, мы будем всячески содействовать скорейшему открытию въездного туризма в России. Нам, безусловно, предстоит и далее усиливать медийный вес. Уже сейчас РСТ регулярно проводит пресс-конференции, обращаясь к широкому кругу людей, заинтересованных в развитии туризма, чтобы наши предложения были услышаны», – сказал Андрей Игнатьев.

Резюмируя вышесказанное, почетный президент РСТ Сергей Шпилько подчеркнул, что реформирование союза, привлечение дополнительных кадровых, организационных, медийных ресурсов помогло лучше наладить работу всех подразделений и создать новые, расширить региональную сеть, обеспечить в руководстве союза более четкое разделение труда, реализовать сложные проекты. Такие, например, как работа группы по регуляторной гильотине в сфере туризма, или та же операция «Чип и Дейл». Иначе было бы невозможно противостоять тем вызовам, с которыми турбизнес столкнулся в период пандемии.


«Пока удалось пройти крайне опасный период с минимальными потерями. Но, к сожалению, сами вызовы никуда не делись. Параллельно с несомненными положительными факторами – национальным проектом, программой кэшбэка, субсидированием чартерных рейсов и других – каждый день возникают попытки добавить туриндустрии административной и фискальной нагрузки», – сказал г-н Шпилько.

Никуда не делась история с электронной путевкой, гостиничным сбором. С одной стороны, тормозится введение электронных виз, а, с другой – продолжаются попытки регулирования цен на гостиничные услуги при проведении крупных мероприятий. «Противостоять таким инициативам, не говоря уже о том, чтобы работать над развитием бизнеса, созданием новых продуктов, расширять возможности членов РСТ невозможно без продолжения реформирования союза», – сказал г-н Шпилько.

Он отметил, что за последние полтора года существенно повысилась координационная роль РСТ. И это не только вступление в союз, но и заключение важных соглашений с различными организациями, активизация работы на региональном уровне.


«В отчетном докладе упоминался пример с подписями под обращением турбизнеса к президенту России по поводу отсрочки обязательств туроператоров. Я бы добавил, что эти 11 тысяч подписей удалось собрать всего за четыре дня – с пятницы до вечера понедельника, – рассказал Сергей Шпилько. – А недавно мы обратились к председателю правительства Михаилу Мишустину, выступив против инициативы ФАС о регулировании цен на услуги гостиниц при проведении крупных международных мероприятий. Письмо подписали 18 организаций связанных с гостиничным бизнесом, в том числе те, с которыми у нас по многим вопросам были споры и расхождения в позициях. Большинство из них не входят в РСТ, но с готовностью подписали инициированное союзом обращение»

Наталья Рудакова, специально для RATA-news