Travelport с 18 января

Туроператоры по речным круизам обсудили итоги навигации

На заседании комитета РСТ по круизам обсудили перечень предложений, которые турбизнес считает важным внести в протокол правительства о развитии круизного туризма. Встречу провел глава комитета, директор компании «Круиз», руководитель Волгоградского РО РСТ Алексей Растегаев.

Напомним, протокол появился в итоге совместного заседания правительственной комиссии по развитию туризма в РФ и комиссии Госсовета «О совершенствовании организации круизного туризма в РФ». По решению правительства Ростуризм до 15 ноября должен представить концепцию развития круизного туризма до 2024 года. И не факт, что предложения отрасли успеют попасть в эту концепцию.

Тем не менее, как заметил председатель комитета РСТ по правовым вопросам Георгий Мохов, концепция – это лишь декларация о намерениях, ее еще предстоит наполнить конкретными мерами и действиями. На это, по аналогии с недавно утвержденной концепцией развития яхтенного туризма, Ростуризму будет дано более продолжительное время, не менее трех месяцев. Так что турбизнес вполне может внести свои замечания.

По словам Алексея Растегаева, протокол разослан всем круизным компаниям, входящим в РСТ. Он попросил коллег оперативно откликнуться и оформить свои предложения.

Гендиректор компании «Инфофлот» Андрей Михайловский обратил внимание на то, что в протоколе заявлено создание перспективных круизных маршрутов по стране, при этом инфраструктуры для этого пока нет, зато есть элементарные проблемы, например, с причалами. «Но мы однозначно поддерживаем идею модернизации судов. Новые создаются медленно, а модернизированные вполне отвечают запросам. В этом сезоне именно обновленные лайнеры 80-х годов стали драйверами роста спроса», – уточнил он.

Заместитель гендиректора по стратегическому развитию и маркетингу флотилии «Рэдиссон Ройал» Ольга Ткачева полагает, что протокол практически не охватывает такой вид отдыха, как внутригородские водные экскурсии, хотя они по объему превышают традиционные круизы. В тексте много неясностей. В частности, идет речь о лизинге для внутренних водных перевозок, а касается ли это прогулочных судов для водных экскурсий, непонятно. По словам Алексея Растегаева, прояснить этот вопрос важно и традиционным круизным компаниям, так как во флоте многих из них есть прогулочные суда.

Г-н Растегаев также сделал акцент на только что завершившейся навигации, так как многие ее проблемы вполне могут «перекочевать» в будущий сезон и важно принять предупредительные меры, чтобы этого избежать. «Помимо замечаний в протокол итогом нашего совещания должен стать также документ, который поможет нам работать в 2022 году», – пояснил он.

Наиболее серьезными помехами в ходе прошедшего сезона стали обмеление Волги в районе Городца, резкий рост цен на топливо, нехватка внутригородской причальной инфраструктуры, проблемы с причалами в Плесе и Ростове-на-Дону. Алексей Растегаев считает также необходимым увеличить окно продаж кэшбэка для круизных туров, ввести повышенный кэшбэк для семей с детьми.

Круизные туроператоры согласны с ним. Однако, по словам Андрея Михайловского, круизным туроператорам нужна не просто пролонгация кэшбэка, а привязка его к динамике продаж этого продукта. «Нам важна поддержка не столько весной, сколько сейчас, осенью, потому что круизы продаются не за три месяца, а за полгода и ранее. К тому же круизным операторам нужны деньги именно сейчас – на ремонт судов, содержание команд», – сказал он.

По словам заместителя генерального директора компании «Мостурфлот» Светланы Гончаровой, возможно, имеет смысл увеличить кэшбэк для семей, которые путешествуют с детьми. Это стало бы очень хорошим стимулом. «Одновременно стоит обратить внимание на постановление правительства №1073, согласно которому туроператоры обязаны вернуть деньги за аннулированные туры до конца нынешнего года, но очевидно, что не все компании смогут это сделать. К тому же под постановление не подпадают туры, отмененные из-за болезни клиентов, а таких в пандемию тоже было очень немало», – пояснила она.

По словам г-жи Гончаровой, сезон оказался очень непростым, в том числе, из-за подорожания топлива: «Цены на топливо резко выросли, а акцизы, наоборот, упали, и эти своеобразные ножницы привели к увеличению цен на пакеты как минимум на 40%. Для всех компаний это стало серьезным ударом».

Особенно тяжелым сезон выдался для операторов, которые до пандемии работали с въездным рынком. «Многие компании выставили лишь некоторые лайнеры на внутренний рынок, кто-то вообще не работал. Мы постарались по максимуму перевести весь флот на внутренний рынок, и по количеству туристов нужного результата достигли. Но отнюдь не по финансовым показателям», – заметила г-жа Гончарова. В этой ситуации туроператорам очень нужна информация о перспективах открытия границ вообще и для круизного въездного туризма в частности.

Чрезвычайно важным эксперт считает своевременное информирование компаний о готовящихся изменениях на внутренних водах. «Сейчас запланированы работы по предотвращению обмеления Волги в районе Городца, но когда и в каком объеме они начнутся, мы не знаем. Что будет с причалом в Плесе, также неизвестно, а туры по всем этим направлениям мы активно продаем. Получается, что нам опять придется внезапно их переносить, менять», – сказала Светлана Гончарова.

Участники встречи обсудили также возможность подключения к уже действующим программам Минкультуры и Ростуризма по развитию детского туризма. Вице-президент РСТ Ольга Санаева считает круизный продукт вполне перспективным в этом плане и предложила операторам разработать свои программы с необходимым патриотическим и познавательным содержанием и представить их в РСТ.

Светлана Ставцева, RATA-news