Сбербанк и АФК купили «Гжель»
Сбербанк и АФК «Система» приобрели по 37,5% в управляющей компании «Гжель», которая владеет заводом по производству керамики с этим видом народной росписи. Инвесторы рассчитывают на обновление ассортимента и увеличение турпотока.
Приобретение доли подтвердил РБК заместитель предправления Сбербанка Анатолий Попов. Цели и условия покупки в Сбербанке не раскрывают. Гендиректор и совладелец управляющей компании «Гжель» Александр Кочеров отказался комментировать сделку до выхода официального сообщения.
Поздно вечером 25 декабря корпорация АФК «Система» сообщила, что выкупила аналогичные 37,5% в «Управляющей компании «Гжель» (покупателем выступила «дочка» АФК – ГК «Народные художественные промыслы»). Представитель АФК уточнил, что сделка была закрыта в среду.
Сделка со Сбербанком не связана с какими-либо кредитными обязательствами, а была денежной, уверяет источник, близкий к одной из сторон. По его словам, завод «Объединение Гжель» в последние годы находился в стадии банкротства, а сейчас планирует развитие. «Банкротство фактически завершено, и сейчас потребовался следующий этап – инвестиции», – отметил собеседник.
«Гжель» и Сбербанк разрабатывают план развития завода. План будет готов к февралю-марту, он определит показатели, которых нужно достигнуть, и необходимый объем инвестиций.
«Вхождение в капитал управляющей компании «Гжель» – это пилотный проект по тестированию рынка народных художественных промыслов в России, – приводятся в сообщении АФК слова управляющего партнера АФК «Система» Сергея Егорова. – Проект обладает существенным потенциалом развития за счет модернизации производства, обновления ассортимента продукции и увеличения туристического трафика».
Исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ» Александр Агамов уверен, что у наращивания продаж таких изделий среди туристов есть перспективы. Например, если туристы, едущие в Россию из Западной Европы, часто знают о промыслах в Гжели или Палехе, то китайским туристам российские бренды народных промыслов совсем плохо известны. Тем не менее есть большой интерес к русской идентичности.
«Уверен, что в будущем гжель в силу глубокой связи с региональной спецификой, с народностью имеет хорошие шансы стать популярным сувениром для туристов из Китая и в целом из стран Юго-Восточной Азии. Но для этого необходимо рассказать туристам, почему это важно», – поясняет Агамов, напоминая, что в Китае есть свои традиции фарфорового искусства.
Гжель – сине-белая роспись, которая производится на керамике кобальтом. Настоящей гжелью могут называться только изделия, изготовленные в одноименном регионе, который включает около 30 поселений в Раменском районе Подмосковья, в том числе деревню Турыгино, где находится завод «Объединение Гжель». Гжель – старейший промысел России, в 2028 году ему исполнится 700 лет. Он охватывает два крупнейших поселения – Гжельское и Новохаритоновское, которые расположены в Раменском районе Московской области и включают свыше 30 небольших населенных пунктов. Помимо десяти крупных производств на гжельской земле работает множество частных керамических мастерских.
Вся отрасль художественных промыслов сейчас находится в сложном финансовом положении, констатирует предправления ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин.
Очевидно, что Гжель незаслуженно забыта. Турпоток туда не иссякает, но развитие туризма в регионе требует системного подхода и модернизации. В последнее время здесь организуются различные фестивали, в том числе по инициативе Российского союза туриндестрии. Например, в конце сентября в пространстве главного цеха объединения «Гжель»прошел фестиваль «Гжель 2.0». Его участниками стали студенты художественных вузов, промышленные дизайнеры. Это первое образовательное мероприятие национального проекта «Культура», цель которого – переосмыслить наследие народно-художественных промыслов в целом и традиции гжельского фарфора в частности.
Среди кураторов проекта – Российский союз туриндустрии. По словам вице-президента и главы Регионального совета РСТ Ольги Санаевой, Гжель – готовый бренд, но он нуждается в переформатировании. «Мы рассматриваем этот фестиваль как важный шаг в его продвижении, заинтересованы в том, чтобы процесс шел в правильном направлении, поэтому включаем в фестиваль свою программу с участием туроператоров по внутреннему туризму. Они хорошо знают, что надо сделать для туристической привлекательности региона», – сказала г-жа Санаева.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»