Тревелпорт

Сбербанк и АФК купили «Гжель»

Сбербанк и АФК «Система» приобрели по 37,5% в управляющей компании «Гжель», которая владеет заводом по производству керамики с этим видом народной росписи. Инвесторы рассчитывают на обновление ассортимента и увеличение турпотока.

Приобретение доли подтвердил РБК заместитель предправления Сбербанка Анатолий Попов. Цели и условия покупки в Сбербанке не раскрывают. Гендиректор и совладелец управляющей компании «Гжель» Александр Кочеров отказался комментировать сделку до выхода официального сообщения.

Поздно вечером 25 декабря корпорация АФК «Система» сообщила, что выкупила аналогичные 37,5% в «Управляющей компании «Гжель» (покупателем выступила «дочка» АФК – ГК «Народные художественные промыслы»). Представитель АФК уточнил, что сделка была закрыта в среду.

Сделка со Сбербанком не связана с какими-либо кредитными обязательствами, а была денежной, уверяет источник, близкий к одной из сторон. По его словам, завод «Объединение Гжель» в последние годы находился в стадии банкротства, а сейчас планирует развитие. «Банкротство фактически завершено, и сейчас потребовался следующий этап – инвестиции», – отметил собеседник.

«Гжель» и Сбербанк разрабатывают план развития завода. План будет готов к февралю-марту, он определит показатели, которых нужно достигнуть, и необходимый объем инвестиций.

«Вхождение в капитал управляющей компании «Гжель» – это пилотный проект по тестированию рынка народных художественных промыслов в России, – приводятся в сообщении АФК слова управляющего партнера АФК «Система» Сергея Егорова. – Проект обладает существенным потенциалом развития за счет модернизации производства, обновления ассортимента продукции и увеличения туристического трафика».

Исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ» Александр Агамов уверен, что у наращивания продаж таких изделий среди туристов есть перспективы. Например, если туристы, едущие в Россию из Западной Европы, часто знают о промыслах в Гжели или Палехе, то китайским туристам российские бренды народных промыслов совсем плохо известны. Тем не менее есть большой интерес к русской идентичности.

«Уверен, что в будущем гжель в силу глубокой связи с региональной спецификой, с народностью имеет хорошие шансы стать популярным сувениром для туристов из Китая и в целом из стран Юго-Восточной Азии. Но для этого необходимо рассказать туристам, почему это важно», – поясняет Агамов, напоминая, что в Китае есть свои традиции фарфорового искусства.

Гжель – сине-белая роспись, которая производится на керамике кобальтом. Настоящей гжелью могут называться только изделия, изготовленные в одноименном регионе, который включает около 30 поселений в Раменском районе Подмосковья, в том числе деревню Турыгино, где находится завод «Объединение Гжель». Гжель – старейший промысел России, в 2028 году ему исполнится 700 лет. Он охватывает два крупнейших поселения – Гжельское и Новохаритоновское, которые расположены в Раменском районе Московской области и включают свыше 30 небольших населенных пунктов. Помимо десяти крупных производств на гжельской земле работает множество частных керамических мастерских.

Вся отрасль художественных промыслов сейчас находится в сложном финансовом положении, констатирует предправления ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин.

Очевидно, что Гжель незаслуженно забыта. Турпоток туда не иссякает, но развитие туризма в регионе требует системного подхода и модернизации. В последнее время здесь организуются различные фестивали, в том числе по инициативе Российского союза туриндестрии. Например, в конце сентября в пространстве главного цеха объединения «Гжель»прошел фестиваль «Гжель 2.0». Его участниками стали студенты художественных вузов, промышленные дизайнеры. Это первое образовательное мероприятие национального проекта «Культура», цель которого – переосмыслить наследие народно-художественных промыслов в целом и традиции гжельского фарфора в частности.

Среди кураторов проекта – Российский союз туриндустрии. По словам вице-президента и главы Регионального совета РСТ Ольги Санаевой, Гжель – готовый бренд, но он нуждается в переформатировании. «Мы рассматриваем этот фестиваль как важный шаг в его продвижении, заинтересованы в том, чтобы процесс шел в правильном направлении, поэтому включаем в фестиваль свою программу с участием туроператоров по внутреннему туризму. Они хорошо знают, что надо сделать для туристической привлекательности региона», – сказала г-жа Санаева.