Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Колчани – ворота в соляную пустыню

Продолжаем рассказ нашего корреспондента о поездке в Боливию по приглашению туроператора Poseidon Expeditions.

Мы направляемся на юг Боливии, в удивительное место, о существовании которого, признаюсь, я узнала, только когда получила приглашение в Боливию – полезла в интернет, посмотреть, что это за страна такая. И обнаружила чудо невиданное. Именно оно стало толчком для принятия решения: еду!

От Ла Паса до Уюни – 815 км на юго-запад. Это расстояние мы преодолели на самолете. Точнее, на самолетике. Мест в нем примерно 20, два ряда по одному креслу в каждом.

Прямые рейсы ежедневно выполняет авиакомпания Amaszonas Airline, причем надо обязательно уточнять время вылета, потому что оно меняется в зависимости от непонятно чего. Нам, например, с нормальных 9 утра почему-то перенесли вылет на мучительные 5 утра. А могут и вовсе отменить – если, например, плохая загрузка. В общем, морока.

Но мы все заранее выяснили и полетели. Приземлились в Уюни, и наш самолет был единственным на всем летном поле.

Аэропорт совсем новый, открылся летом 2011 года. И, видимо, еще не до конца обустроен. А, может, вот такая разметка для парковки – вполне нормально для этих мест. Заодно мы оценили окружающий ландшафт – согласитесь, впечатляющий.

Не менее «красочным» оказался и сам город.

На крышах домов – бетонные балки. Их там укладывают, чтобы «не сносило крышу» – в буквальном смысле, поскольку здесь практически всегда дуют очень сильные ветра.

Более-менее «причесан» лишь центр города, есть даже пешеходная улица и башня с часами – копия лондонского биг-бена.

Но и здесь не без контрастов. Вот новый отель на одном углу площади.

А вот противоположный угол той же площади.

На этом фоне гостиничка Jardines de Uyuni, где мы остановились, действительно выглядела почти райским садом. Особенно внутри.

Уюни – городок на юго-западе Боливии, в департаменте Потоси, население немногим более 20 тыс. человек. В 1890 году он был основан как торговый пост. А сегодня его главная функция – обслуживание туристов, которые едут смотреть солончак, Салар-де-Уюни.

На солончак мы и направлялись. Но по пути, как и большинство туристов, заглянули на «кладбище паровозов», еще одну местную достопримечательность в 3 км от Уюни.

В этом городке пересекаются железные дороги до Каламы (Чили), Вильясона (граница с Аргентиной), Ла-Паса, Потоси. Когда-то движение здесь было очень интенсивным, но в 1950-х годах резко упала добыча минералов на местных рудниках, грузоперевозки снизились, и ненужные паровозы стали сваливать недалеко от железнодорожных путей.

Здесь нет экскурсий, нет поясняющих надписей, за исключением вездесущих «Emelia y Juan» и тому подобных. Но назвать все это банальной свалкой металлолома рука не поднимается, поскольку явно ощущается присутствие «человека организующего». Даже из этих железок пытаются извлечь пользу.

И народ охотно покоряет железяки, чтобы сфотографироваться «на вершине».

Специалисты говорят, в музее есть любопытные и даже редкие экземпляры локомотивов, да и вообще у каждого «железа» наверняка своя история. Еще в 2006 году местное самоуправление приняло 15-летнюю программу развития региона, где один из пунктов – превращение «кладбища» в музей под открытым небом. Семь лет уже прошло…

А мы отправляемся дальше, в Колчани, это поселок в 22 км от Уюни, на самой границе с соляной пустыней. Здесь живут добытчики соли. Как живут – смотрите сами. Серый, безрадостный пейзаж. Серые невзрачные дома. Вокруг – только соль да ветер.

Вот за этими воротами – и жилье, и производство.

Вот куски соли, привезенные с солончака. Как их добывают, мы увидим позже.

А вот куски уже обработанные – соляные блоки.

Именно в Колчани мы впервые увидели дома из соли, то есть из этих самых соляных блоков. Местный доступный материал. Потом мы увидим другие «соленые» строения, несопоставимые с этим лачугами, и вообще другую соль, но тем сильнее будут впечатления.

На местном рыночке – сувениры из соли.

Вообще этот рынок – своего рода туристический центр Колчани. Рядом находится Музей соли, но он оказался закрыт. Здесь туристы делают последнюю остановку перед отправлением на солончак. Там магазинов уже не будет. Ездят здесь, в основном, на арендованных Toyota Land Cruiser.

В Колчани работают две добывающие компании – синдикат и государственная. Члены синдиката – частники, добывают соль вручную и продают на перерабатывающий завод. Тем и живут.

Добывают соль, в основном, недалеко от «берега», чтобы далеко не возить. Ее сгребают в кучи, оставляют подсушиться, а потом отвозят на завод или самостоятельно перерабатывают в деревнях – на сувениры, пищевую соль и т.д. Следы этой деятельности мы увидели, когда подъехали к солончаку. Самих добытчиков – только издалека. Они не любят, когда их фотографируют, поэтому пришлось делать это незаметно.

Когда-то, примерно 30 тысяч лет назад, здесь было огромное соленое озеро. Потом оно высохло, и на поверхности осталась корка соли. Толщина ее везде разная, от 40 см у «берега» до 10 м в центре. Надолго ли хватит этого солончака? Лет на 400. Каждый год здесь добывают примерно по 25 тысяч тонн. А запасы – 10 млрд. тонн. Богатства несметные. Но под солью их не меньше: на глубину до 120 метров уходят слои ила, которые чередуются с пластами рапы – водного раствора, насыщенного хлоридом натрия, хлоридом лития и хлоридом магния, весьма ценными минералами. Их здесь пока вообще не добывают: иностранцев Боливия не допускает, а собственного завода нет, только планируют построить.

Уюни – самый большой солончак в мире, его площадь более 10,5 тысяч кв. км. В цифрах это, конечно, потрясает: тысячи километров белоснежной соли! Но гораздо более ошарашивающее впечатление производит Уюни, когда его увидишь.

Наш внедорожник двигался все дальше от «берега», все реже встречались машины, все белее становилась соль.

Потом, когда краев этой пустыни уже почти не было видно, мы остановились, вышли – и ослепли от хрустального блеска.

Продолжение следует…

 

Ирина Тюрина, RATA-news

Фото автора