Travelport с 25 октября

Чарышский продукт надо «причесать», чтобы операторы могли формировать программы

Предгорные и горные районы Алтайского края и Республики Алтай притягивают ежегодно сотни тысяч туристов со всей России и из-за рубежа. Но есть уголки, куда по разным причинам массовые потоки пока не добрались. Один из них – Чарышский район Алтайского края, который граничит на юге региона с Республикой Алтай, Казахстаном. Его территория – горный рельеф с большим количеством рек и озер. Место, по мнению регионального турбизнеса, не уступает по красоте многим раскрученным природным территориям Алтая и имеет серьезный потенциал для развития.

Турпоток в Горный Чарыш пока не очень большой: в 2016 году в районе, по словам его главы Александра Ездина (фото), побывало около 10 тыс. человек. Но здесь есть множество возможностей для отдыха – сплавы по реке Чарыш или его притокам, рыбалка, знакомство с историей алтайского казачества и многое другое.

По словам председателя районного комитета по экономике Анастасии Пастуховой, в районе работает 16 коллективных средств размещения – мини-гостиницы, гостевые дома, туристические комплексы. Каждое может принять 10-15 человек. «Сейчас в нескольких местах строятся новые базы, – рассказала собеседница RATA-news. – Турпоток в последнее время растет. Если в 2014 году у нас побывало ориентировочно 7-8 тыс. человек, то в 2015 – уже 10 тыс., а по итогам 2016-го ожидаем, что достигнем цифры 15 тыс. Думаю, если считать туристов, которые самостоятельно приезжают с палатками, то посещаемость нашего района еще выше. Кроме того, мы видим, что заметно увеличилось количество сопутствующих услуг, которые предлагают туристам местные жители: прогулки на лошадях, сплавы, походы на озера, рыбалку, продукты с сельских приусадебных участков, мед. Растет число людей, вовлеченных во взаимодействие с туристами».

По словам Александра Ездина, жители территории пока несерьезно относятся к туризму: «Чарышский район большой, и все привыкли, что главное наше занятие – сельское хозяйство. Туризм же – это отрасль, которая пока развита слабо, несмотря на большой потенциал. Район красивый, есть что показать и о чем рассказать гостям. Поэтому мы пробуем раскачать местное население, активизировать людей, которые могли бы стать успешными в этой сфере. Договорились с Алтайтурцентром, что его специалисты проведут у нас семинар для предпринимателей, владельцев гостевых домов. Несправедливо, что в Алтайском крае есть районы, которые по потенциалу не лучше, а по приему туристов – впереди нас. В районе есть множество маршрутов для активных туров, по которым можно путешествовать на квадрациклах, внедорожниках, а зимой – на снегоходах. Есть прекрасный народный казачий хор (фото), есть алтайское казачье общество, которое хранит традиции, есть неравнодушные люди, которые берегут старообрядческую, кержацкую культуру и т.д. Потенциал есть, его нужно упорядочить и развивать».

В мае в Чарышском народом доме русской традиционной культуры, расположенном в селе Красный Партизан, открылся этнографический «Музей старожилов Алтая». «Мы собираем различные материалы, посвященные казачеству – оружие, фотографии, а также предметы быта крестьян-старообрядцев, – рассказал RATA-news руководитель музея Александр Головин. – Многие экспонаты мы изготовили, чтобы использовать не в экспозиции, но и для интерактивов – можно примерить кольчугу, сыграть на некоторых инструментах, метнуть пику и т.п.»

В музее проводят мастер-классы по кузнечному делу, изготовлению тряпичной куклы, устным народным традициям. Можно поучаствовать в старинных играх, спеть, потанцевать и даже выстрелить из пушки. Для гостей разработаны различные программы продолжительностью от 30 до 60 минут. За первые четыре месяца работы музей принял около 15 групп, здесь успели побывать туристы из Барнаула, Новосибирска, Омска, Красноярска, а также из Москвы, Петербурга, Волгограда, Севастополя.

Неделю назад Алтайтурцентр провел информационный тур для фотографов, журналистов и своих сотрудников с посещением Чарышского района. По словам директора учреждения Татьяны Сажаевой, отчасти это была исследовательская экспедиция, чтобы на месте познакомиться с объектами размещения и материалом, который мог бы стать основой будущих турпродуктов.

«Район очень интересный, давно привлекает самостоятельных туристов. Многие находят информацию о местных достопримечательностях в интернете, связываются с владельцами гостевых домов и приезжают на своих машинах, – рассказала г-жа Сажаева. – Но вот вопрос: а что им делать дальше? Ведь до многих природных достопримечательностей можно доехать только на автомобилях повышенной проходимости. Поэтому нужны активные люди на местах. Может быть, что-то вроде небольшого туристско-информационного центра, который бы работал, с одной стороны, с местными поставщиками услуг, с другой – с турбизнесом».

По словам Татьяны Сажаевой, жители района, так или иначе, уже сейчас водят людей на озера, забрасывают на красивые перевалы и т.д. Есть специалисты, способные организовывать сплавы и даже категорийные походы. Туристам может быть интересна казачья тема, возможность окунуться в деревенский быт, попробовать пироги из русской печи, познакомиться с местными мастерами, художниками и т.п. Далеко не все хотят просто отдыхать на берегу реки. Есть запрос на содержательные туры, и здесь, в Чарыше, продукт есть, его надо только «причесать», чтобы операторы могли формировать программы.

Региональный турбизнес уже пытается сделать Чарыш частью своих маршрутов по Алтаю. По словам директора турфирмы «Арго» Ирины Слесаревой, район фигурирует в двух экскурсионных продуктах компании. Первый – «Казачья подкова», который проходит по местам одноименного регионального брендового маршрута, доступен для всех желающих. Второй – «Шелковый путь» – находится в разработке и предназначен для иностранных гостей. «Туристы интересуются «Казачьей подковой», но когда узнают стоимость – более 20 тыс. рублей с человека за пятидневный тур, многие отказываются, – рассказала собеседница. – Но сделать дешевле – невозможно, район находится в 300 км от Барнаула, и в наших программах по Алтайскому краю это одна из самых удаленных точек. Тем не менее, горный Чарыш доступен, дороги – есть, тема истории казачества на Алтае – очень интересная, есть археологические памятники, например, Царский курган, природа красивая, а туристов там пока немного».

По словам Ирины Слесаревой, есть желающие забронировать просто размещение в районе, однако это проблематично. Местные гостевые дома не желают делиться комиссий, а если и готовы сотрудничать с турфирмами, то зачастую просят перечислить оплату на банковские карты физических лиц, что для бизнеса неприемлемо.

По словам директора алтайской компании «Плот» Александра Смирнова, Чарыш, несмотря на удаленность и пока слабую инфраструктуру, притягивает своей великолепной природой. «Это отличное место для водного, конного, пешего туризма, – считает собеседник RATA-news. – В начале 1990-х мы начинали свою деятельность именно с этого района. Организовывали сплавы по Чарышу, потом делали конные и конно-водные туры. Но работать с владельцами лошадей было сложно, партнеры оказались необязательными, а сам район – не такой раскрученный бренд, как, например, Катунь, Белуха, плато Укок и другие знаковые места Алтая. Набирать группы в Чарыш оказалось сложнее. Тем не менее, со счетов мы Чарыш никогда не списываем, это интересное место для любителей дикой природы, рыбалки, активных туров».

 

Анна Вальцева, RATA-news