Интурмаркет с 1 октября

Когда растает лед на Северном Полюсе и подешевеют ли из-за этого круизы

Развитию туризма в Арктике мешает недостаток инфраструктуры, особенно транспортной, и противоречивое законодательство, во многом доставшееся региону в наследство еще с советских времен. Решению этих проблем могут помочь единый закон об Арктике и использование объектов инфраструктуры по двойному назначению, считает президент компании Poseidon Expeditions Николай Савельев.

«Арктика – последняя веха в истории великих географических открытий. Там идет потепление, и, думаю, в ближайшем будущем все больше людей во всем мире будут интересоваться этим направлением», – сказал он на онлайн-пресс-конференции, посвященной передаче «Атомфлоту» нового атомохода «Арктика».


Г-н Савельев подчеркнул, что арктический туризм – не экстремальный: «Мы не говорим о специальных научных экспедициях. Мы говорим о доступности Арктики в летнее время, когда там плюсовые температуры и полярный день. Аляска или Канадская Арктика принимают миллионы туристов. Шпицберген – 120 тыс. человек в год, хотя по территории он меньше, чем Земля Франца-Иосифа, которая находится всего в 600 морских милях».

По мнению эксперта, из Земли Франца-Иосифа вполне можно сделать второй Шпицберген, если построить аэропорт и создать необходимую инфраструктуру. Причем государство должно лишь организовать возможность доставки туристов, остальное сделает бизнес.

Николай Савельев рассказал, что на архипелаге сейчас строится посадочная полоса для военных целей, и обсуждается возможность использовать ее по двойному назначению – и для гражданских самолетов тоже. Таким образом, по его словам, используются ВВП на многих подобных территориях мира – на Аляске, в Шпицбергене и других. «На такую полосу будут прилетать авиакомпании со всего мира, а значит, понадобится международный пункт пропуска. В этом случае введение электронных виз будет способствовать развитию туризма в регионе, сделает Арктику доступной для туристов», – считает он.


Еще одна проблема развития туризма в регионе – нормативно правовая база, которая регулирует взаимоотношения субъектов. «У нас много федеральных органов исполнительной власти, которые в той или иной степени относятся к Арктике. И каждая организация имеет свою нормативно-правовую базу, и они нередко противоречат друг другу. Получается конкуренция между министерствами – кто главнее. Хотелось бы как-то этот вопрос урегулировать. Идут разговоры о создании закона об Арктике, который может снять противоречия», – отметил г-н Савельев.

Он привел такой пример. Ростуризм сделал хорошее дело для туротрасли, в частности для круизной индустрии. Постановлением правительства были определены открытые для захода судов пункты на архипелагах Северного морского пути. Казалось бы, постановление вышло, все пункты утверждены, можно заходить. Но все равно каждый раз требуется разрешение. Это постановление согласовывали больше трех лет. Получился неплохой нормативно-правовой акт, но на практике он не работает.

Круизы к Северному Полюсу для зарубежных путешественников стали одной из визитных карточек России. «Только российские ледоколы могут достигать полюса в установленный отрезок времени, для других судов никто не может четко определить, сколько на это потребуется. В год осуществляется от трех до пяти рейсов, на каждом –порядка 130 человек. То есть, 600-700 человек в год могут достичь Северного Полюса, – рассказывает г-н Савельев. – Большая часть пассажиров – иностранные граждане. Но если 15 лет назад доля российских путешественников была менее 1%, то в нынешнем году была бы уже 10-12%. Но минувшим летом круизов не было, из отменили из-за пандемии».

Эксперт напомнил, что круизы выполняются только летом, когда в регионе полярный день и светит солнце, но, возможно, из-за глобального потепления ситуация изменится и круизный сезон станет длиннее: «Как говорят ученые, к 2040 году летом на Северном Полюсе не будет льда. То, что идет потепление, это очевидно. На Земле Франца-Иосифа был ледник, к которому мы всегда подходили на судне, смотрели. Три года назад подошли – а там земля. То есть, ледника уже нет».

Как сказал Николай Савельев, сейчас сезон в Арктике – это середина июня-август. Короткий сезон подразумевает большую себестоимость продукта. Если сезон будет с апреля по октябрь, круизов можно будет совершать больше и они станут дешевле.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news