Travelport с 25 октября

В Санкт-Петербурге обсудили проблемы детского и молодежного туризма

В рамках прошедшего в Санкт-Петербурге международного workshop-2010, организованного Северо-Западным отделением Российского союза туриндустрии и Ассоциацией представителей национальных туристических офисов в России (АНТОР), состоялось первое заседание Комиссии по детскому и молодежному туризму СЗРО РСТ. В деловой встрече принимали участие вице-президент РСТ Сергей Корнеев, начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Светлана Колесникова, заместитель директора Санкт-Петербургского Дворца творчества юных Марина Румянцева, заместитель директора ГОУ «Балтийский берег» СЮТур Сергей Губанков, представители Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга, руководители турфирм Санкт-Петербурга и Северо-Запада, специализирующихся в детском туризме.

Поводом для создания комиссии послужила сложная ситуация, сложившаяся на рынке детского и молодежного туризма в России, представляющая сегодня целый клубок проблем. Это не только не всегда адекватные нормативные документы, ограничения, рекомендации, порой противоречащие друг другу и здравому смыслу, но и отсутствие взаимодействия между образовательными учреждениями и туристскими организациями. Задача комиссии – пропаганда детского и молодежного туризма, его развитие, снятие негатива в отношении деятельности турфирм.

Генеральный директор компании «Петротур Сервис» Игорь Мазулов отметил важность детского туризма в общеобразовательном процессе, закладывающем определенный круг мировоззрения ребенка. Для турфирм специализация на детском туризме означает трудоемкую, сложную и малодоходную деятельность и при этом – высокую степень ответственности. По словам г-на Мазулова, турпродукт вообще, включая внутренний, – дорогое удовольствие для молодежной аудитории, но есть определенные ниши, которые позволяют турфирмам сделать его более доступным.

В сфере детского и молодежного туризма турфирмы способны выступать как помощники в создании оптимального продукта. У них есть опыт, знания рынка, гостиничной базы, долговременные партнерские отношения со многими принимающими компаниями в разных странах, предоставляющими хорошие бонусы и скидки. Проблема в том, что сегодня школам неинтересно работать с турфирмами. Отказываясь от их услуг, они ссылаются на свои обменные программы, как правило, достаточно узкие.

Поездка учителя с детьми рассматривается руководством не как работа, а как отпуск за свой счет. В школах все меньше энтузиастов, готовых брать на себя ответственность. Учителей, занимающихся внеклассной воспитательной работой, не поощряют, порой им даже ставят палки в колеса. Чтобы состоялась какая-то поездка, учитель сначала должен получить разрешение у директора, а тот – в Комитете по образованию. При этом от турфирмы-организатора в некоторых регионах требуют совершенно невообразимые документы, например, лицензию на туроператорскую деятельность, уже несколько лет как отмененную (о реестре просто не слышали), или лицензию на перевозку детей, хотя таковая не существует.

Как рассказала Светлана Колесникова, недавно было заключено соглашение о сотрудничестве по вопросам защиты прав потребителей в сфере предоставления услуг населению турагентствами, туроператорами и гостиницами между СЗРО РСТ и Роспотребнадзором, в рамках которого планируется обсуждать все эти вопросы.

Роспотребнадзор является членом Межведомственного координационного совета по организации летнего отдыха и оздоровлению детей, созданного при правительстве Санкт-Петербурга. Организационных требований очень много, иногда они кажутся даже чрезмерными, но они необходимы, учитывая статистику по отравлениям, ДТП и прочим происшествиям с детьми. Но все проблемы обсуждаемы. В частности, чтобы получить одобрение на перевозку детей в лагерь за пределы Ленобласти, необходимо получить от документацию, подтверждающую право этой базы размещения принимать детей. По сведениям Светланы Колесниковой, некоторые турфирмы везут детей в лагеря без таких подтверждений, что ведет к большому количеству жалоб и штрафных санкций.

Участники заседания сошлись во мнении, что правовые вопросы взаимодействия и ответственности туроператоров, образовательных учреждений и общественных структур при организации детского и молодежного туризма могут решаться в форме государственно-частного партнерства. Начать можно с организации Межведомственной комиссии по детскому отдыху и молодежному туризму.

Разбирая «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом», подписанные руководителями Роспотребнадзора и ГИБДД в 2006 году, участники заседания особо остановились на пункте 26. Цитируем: «Автомобильная перевозка групп детей автобусами в период с 23.00 до 7.00 часов, а также в условиях недостаточной видимости (туман, снегопад, дождь и др.) запрещается. В период суток с 23.00 до 7.00 часов, в порядке исключения, допускается перевозка детей к железнодорожным вокзалам и аэропортам и от них». И это далеко не все казусы «рекомендаций». Вот еще цитата: «Перевозка детей при экскурсионных и туристических поездках осуществляется в светлое время суток. Движение автобуса в период с 23 часов до 7 часов не разрешается». В нашей стране зимой светлое время суток, как известно, бывает очень коротким. И в 7 утра еще темно. А в северных районах утра может и вообще не наступить. В Мурманске, например, полгода полярная ночь. В этом случае детские поездки отменяются?

RATA-news подробно разбирала этот документ еще в 2006 году. Тогда же президент РСТ обратился к главам Роспотребнадзора и ГИБДД с просьбой внести ясность в определенные формулировки и, по-возможности, учесть высказанные в письме пожелания турбизнеса.

Что касается санитарно-эпидемиологических требований к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов, то здесь больше всего проблем возникает с необходимостью сопровождения каждой группы врачом и организацией питания в пути. Светлана Колесникова согласилась с тем, что требования эти несовершенны, и предложила доработать их совместными усилиями, для чего ввести в состав Межведомственной комиссии представителей РСТ.