Калуга

Алексей Киселев: «Приезжайте в Краснодар – и у вас появится желание возвращаться в этот город»

Директор компании «Премьер» Алексей Киселев успешно сочетает разные виды деятельности – в Японии он организатор туров и гид, в Краснодаре – туроператор. Опыт работы в туризме у него большой, а недавно он создал KRD.Travel – подразделение «Премьер», предлагающее бизнес-туры, квесты и экскурсии по Краснодару. Для проекта «Просто Россия» Алексей рассказал про плюсы направления, объяснил, какому туристу нужны лекции, и пригласил журналиста RATA-news в гости, чтобы узнать, зачем Маяковский требовал снести фонари в Екатерининском сквере.


Как появилась идея создания туроператора по Краснодару?

– Я сам из Краснодара, живу в городе 7-9 месяцев в году. Решение пришло, когда познакомился с Андреем Ступаченко – краеведом, историком города и края и вообще очень интересным человеком. Он помог мне осознать, что у Краснодара отличные туристические перспективы, причем туризм можно развивать без сильного акцента на традиционных темах, например, казачестве. Как гиду мне близки его уровень подачи материала, детализация, нетривиальность выбранных тем. В 2018 году авиакомпания «Россия» назвала авторскую прогулку Андрея Ступаченко «второй причиной, ради которой стоит побывать в Краснодаре». Первая – улица Красная.


Какую причину назвали бы вы?

– Их очень много… Приезжайте в Краснодар – и у вас появятся свои причины возвращаться в этот город. Назову плюсы с точки зрения организации поездки: недорого по сравнению с другими крупными городами; множество авиарейсов из Москвы, Питера и других регионов; продолжительная теплая осень и всесезонность. Можно сочетать исторический и природный отдых – начать с Краснодара, потом отправиться на море или в горы. По опросам туристических сайтов, Краснодар традиционно входит в десятку лучших городов для путешествий с детьми.


– Какие экскурсии и туры наиболее востребованы, на что компания делает ставку?

– Ключевыми всегда идут обзорные туры, самые популярные – по центру города, улице Красной и соседним кварталам, именно там сохранились здания конца XIX – начала XX вв. Другая важная точка – построенный в 2016 году стадион «Краснодар» и прилегающий к нему парк. Гости города часто посещают только это место. Мы же хотим показать исторические грани развития города, раскрыть его многослойную историю.


– Судя по разнообразию программ на сайте, в вашей команде собраны не просто гиды, а специалисты, увлеченные своим делом. Каждый пришел со своими наработками?

– Да, у каждого гида свой экскурсионный портфель, уже обкатанные туры. Мне интересны только профессионалы, которые находят уникальную информацию и живо ее подают, дают отсылку к реальной истории, добытой по крупицам в архивах и библиотеках. Это талантливые рассказчики. Привлекаем к сотрудничеству многих замечательных гидов. Помимо Андрея Ступаченко, с нами работает специалист по Адыгее Виталий Штыбин. Его авторский маршрут «Аулы адыгов (черкесов): история, культура, быт народа» стал финалистом конкурса «Маршрут года» 2019 в номинации «Лучший этнографический маршрут».

Другой наш гид – журналист, «золотое перо Кубани» Владимир Бегунов, автор экскурсии «Скандалы и дуэли русских поэтов». Оказывается, во времена гражданской войны в Екатеринодаре самым скандальным журналистом был будущий детский поэт Самуил Маршак. Его газету требовали закрыть представители разных партий. В двадцатые годы пьесы для местного детского театра писала Черубина де Габриак – роковая женщина серебряного века, из-за которой стрелялись Волошин и Гумилев. В женской гимназии читал свои стихи Игорь Северянин. Маяковский требовал снести фонари в Екатерининском сквере, а подвыпивший Бальмонт волочился за теткой Евгения Шварца. А по Красной улице гуляли еще Пушкин и Лермонтов.


– Чем же Маяковскому фонари помешали?

– А вот чтобы это узнать, придется вам все же приехать в Краснодар.

– Теперь уж обязательно приеду. Что обычно говорят туристы после экскурсий, какие вопросы задают?

– Чаще всего местные жители реагируют так: «Откуда вы это знаете? Такого не может быть, я живу в Краснодаре 20 лет (30, 40, с рождения), а слышу об этом впервые». И здесь на помощь приходит подготовка гидов, изучающих историю Краснодара в городских архивах. И туристы, и местные жители готовы гулять по городу в компании этих талантливых людей, слушать нестандартные увлекательные истории. Например, рассказ об истории города через посещение кофеен и сигарных салонов начала XX века или экскурсию с расшифровкой символов на фасадах старинных зданий.


– Припасены ли у вас новинки на период снятия ограничений в связи с пандемией и возобновления работы?

– Это целый блок лекций – по истории повседневности Екатеринодара, лекции-дегустации «Кофе, табак и алкоголь», «Винная география Кубани», «Ужин в музее» и другие. Предлагаем и свободное общение с лекторами-преподавателями, специалистами в области философии, истории, культуры. Такие лекции больше ориентированы на корпоративный туризм. Полагаю, многим корпорантам надоело просто застолье после мероприятия, им вполне придется по вкусу живое общение с интересными людьми прямо за ужином. А тему беседы можно определить заранее.

– Есть и другие программы, рассчитанные на корпоративных туристов?

– Мы делаем историко-культурные квесты для взрослых, тимбилдинг и т.д. Корпоративный туризм только начали активно развивать. В Краснодаре такие мероприятия проводить значительно дешевле, чем, например, в Москве, Петербурге, Сочи. Деловую часть поездки можно дополнить нашими экскурсиями и турами, в завершение программы побывать на море. Когда транспортное сообщение в России вновь откроется, ожидаем, что поток корпоративных клиентов возобновится и в следующем году превысит прошлогодние показатели.


– Вижу у вас программу «Гастротуризм и столовый этикет». С гастротурами понятно, модная тема, а насколько востребован этикет? Это только для детей?

– Тема интересна, прежде всего, взрослым. Но, побывав на мероприятии, они приводят своих детей – для обучения манерам, поведению за столом и т.д. Программу делает один их лучших специалистов по столовому этикету Ярослава Анабарская.

Есть у нас специальные программы и для детей – исторические экскурсии и квесты, планируем предложить их школам и другим учебным заведениям. Например, на пешеходной экскурсии «Приключения гимназиста, или день екатеринодарского школяра» школьники 6-8 классов узнают о подробностях жизни своих сверстников начала XX века, разделившись на две команды – девочки и мальчики, как учащиеся Екатеринодарской женской гимназии и первой мужской гимназии им. Климова.

Вообще сфера оригинальных школьных экскурсий в Краснодаре практически не разработана, а то, что есть сейчас, – застряло на уровне 90-х, темы очень традиционные. Думаю, наш продукт заинтересует школы.


– Есть ли у вас конкуренты в экскурсионной нише Краснодара?

– Прямых конкурентов пока не вижу. Есть один-два похожих проекта, но у них гораздо меньше предложений. Одни и те же гиды, кстати, могут сотрудничать с разными компаниями. Я считаю, что важнее помогать друг другу, даже передавать заказы, например, подключать коллег для выполнения большого объема экскурсий. Это лучше, чем самим недополучить прибыль и другим не дать заработать.

www.krd.travel

Наталья Панферова, RATA-news