Travelport с 18 января

Круизный рынок меняется очень быстро

Одна из самых известных американских круизных компаний Carnival Cruise Line в конце июля «пришла» в Европу. Ее новейший лайнер Carnival Liberty совершит серию 12-дневных круизов по Средиземному морю, и каждый раз на его борту будет «русская» группа. Это ли не свидетельство роста популярности иностранных круизов у наших туристов? О том, как в действительности обстоят дела в этом сегменте российского туристического рынка и каковы его перспективы, корреспондент RATA-news Светлана Ставцева беседует с генеральным директором круизного центра «Нептун» Валентином Елисеевым.

- Валентин, правда ли, что на Carnival Liberty уже нет мест?

- Мы в июле отправляем группу из 26 человек, одна из групп в августе достигла численности в 100 человек, и с местами действительно сложно: июль, август и практически весь сентябрь уже проданы.

- Значит, правы некоторые эксперты, считающие, что объем круизных продаж в этом году вырастет более чем на 50%?

- Мне эта цифра кажется несколько завышенной, если говорить о рынке в целом. Хотя спрос в нише иностранных круизов растет действительно хорошими темпами. В нашей фирме рост спроса составляет 40-50%, причем увеличение объема продаж на 30% я бы считал скорее неудачей. Но в этом году мы пока движемся в запланированном темпе.

- Что, по Вашему мнению, влияет на спрос?

- Это классические показатели: сочетание цены и качества; привлекательность маршрута; качество лайнера; русские группы либо наличие информации на борту на русском языке и береговые экскурсии с русскими гидами в портах захода. Но главное все же - возрастающая популярность морских путешествий. Наши туристы быстро поняли, что в круизе они получают значительно больше удовольствий, чем в любом другом виде отдыха, причем зачастую - за те же деньги.

- Но, возможно, сами круизы стали доступнее по цене. Ведь операторов, предлагающих круизный отдых, появляется все больше, растет конкуренция, соответственно, падают цены.

- Действительно, все больше россиян может позволить себе круизный отдых, но не потому, что падают цены из-за конкуренции отечественных операторов. На рынке иностранных круизов это правило не работает. Неважно, сколько фирм в России занимаются их продажей – цены диктуют иностранные компании. Причем, большинство из них – американские, и их ценообразование очень тесно связано с состоянием рынка США. Сейчас Америка полностью оправилась от шока 11 сентября, формально выиграна и война в Ираке – и это сразу отразилось на прайс-листе: в 2003 году 12-дневный круиз по Большому Средиземноморью на Golden Princess стоил 799 долларов, в 2004 – уже от 1600 до 2500, а в этом году – 3000-3400! И ни один российский оператор на цены повлиять не может. Так или иначе, цены на круизы остаются сопоставимыми с ценами на отдых в четырех-пятизвездном отеле.

- Но вряд ли в турецком или египетском....

- Смотря о каком речь. Нагляднее, конечно, будет сравнивать с европейскими отелями. Возьмем, например, размещение на Лигурийском побережье Италии в пятизвездочном отеле на базе завтрака. Надо платить за обед-ужин в ресторане, за лежаки на пляже, за развлечения, а в круизе все это уже включено. Кроме того, турист получает еще разнообразнейшую программу и перемещается из города в город, экономя на перелетах или переездах. То есть в круизе человек заранее платит больше, зато потом меньше тратит, в отличие от отдыха на дорогих курортах. Агент, кстати, при продаже круиза получает комиссию со стоимости всех услуг, включенных в цену поездки, и она, понятно, заметно выше комиссии с продажи наземного отдыха.

- Но вернемся к спросу. На какие круизы спрос растет быстрее всего?

- На туры стоимостью 2,5-3 тысячи долларов с человека. Очень активно также растет спрос на круизы от 4 тысяч долларов и выше. На третьем месте – экономичный отдых стоимостью от 500 долларов за неделю.

 - Какие маршруты и каюты предпочитают наши туристы?

- Летом самыми популярными стали круизы из Санкт-Петербурга по столицам Северной Европы на лайнере Westerdam и средиземноморские круизы на лайнере Carnival Liberty. На этих маршрутах у нас аншлаг практически в каждом круизе. В осенне-зимний период наибольший спрос вызывают круизы по Юго-Восточной Азии - уже сейчас собраны огромные группы на ноябрьские круизы на лайнере Diamond Princess. Или вокруг Южной Америки на лайнере Rotterdam – на декабрь и февраль тоже уже собраны очень большие группы. Растет спрос на южноамериканские круизы на лайнере-гиганте Queen Mary 2. А из кают самыми популярными остаются те, что с балконами.

 - А много ли в круизе приходится тратить на дополнительные услуги?

 - Стандартные дополнительные затраты – это оплата виз, авиабилетов, медстраховки, гостиниц или наземных программ до и после круиза. Во время самого круиза можно не потратить ничего, ведь все, кроме алкоголя, в стоимость уже включено. Так что желающие могут тратить деньги с размахом: на казино, спа-процедуры, гольф и многие другие соблазны, например, на шопинг в бутиках duty free на борту. У наших туристов, например, в большом почете ювелирные бутики.

- Насколько лояльны к нашему рынку иностранные компании, заинтересованы ли в его расширении и какие здесь перспективы?

- В США в 2003 году в круизах побывало 11 млн. человек – это 95% всего мирового круизного рынка. А весь остальной мир отправил около 5%, и нереально представить, какую долю от этого может сегодня составлять Россия! Однако интерес к нам выше, чем это может показаться: оценивая итоги нашей работы, практически все круизные компании мира признают российский круизный рынок самым динамичным и быстрорастущим! Так что, хотя круизный рынок в России еще невелик, у него огромный потенциал.