Тревелпорт

Услуги по заправке самолетов резко подорожали

Вчера Росавиация опубликовала данные о ценах на авиакеросин и услуги по заправке воздушных судов в российских аэропортах. По данным ведомства, 20 июля в среднем в стране тонна топлива стоила 19,17 тыс. руб.— на 15% меньше, чем в январе этого года, и на 7,8% меньше, чем в январе 2008 года. Зато стоимость услуги по заправке, в начале 2008 года составлявшая в среднем 1050 руб. за тонну, за полтора года выросла вдвое, а только с начала этого года — на 62%, примерно до 2,1 тыс. руб. В Росавиации статистику комментировать отказались.

Сильнее всего стоимость заправки с начала года выросла в аэропортах, где топливозаправочными комплексами (ТЗК) владеет оператор «ЛУКОЙЛ-аэро»,— в Самаре (с 1,7 тыс. до 4 тыс. руб.), Волгограде (с 950 до 5,2 тыс. руб.), Нижнем Новгороде (с 1,04 тыс. до 5,2 тыс. руб.), Челябинске (с 1,04 тыс. до 4,8 тыс. руб.), Тюмени (с 750 до 4 тыс. руб.), а также в аэропортах, подконтрольных холдингу «Базовый элемент»,— в Краснодаре (с 1,2 тыс. до 3,9 тыс. руб.), Сочи (с 1,1 тыс. до 5,7 тыс. руб.), Анапе (с 1,4 тыс. до 3,9 тыс. руб.). Кроме того, существенно выросла цена заправки в ряде региональных аэропортов с независимыми ТЗК, например в Архангельске (с 1,3 тыс. до 4,7 тыс. руб.), Петропавловске-Камчатском (с 900 до 4,3 тыс. руб.) и ряде других.

Источник в «ЛУКОЙЛ-аэро» пояснил «Коммерсанту», что после того, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заинтересовалась ценообразованием на рынке аэропортовых услуг, компания первой привела его в соответствие с приказом 110 Минтранса: раньше отдельно учитывалась лишь сама услуга по заправке, а стоимость хранения топлива и другие затраты ТЗК учитывались в цене тонны керосина, а теперь все эти затраты учитываются в стоимости услуги. При этом собеседник подчеркивает, что авиакомпании, заправляющиеся «в крыло», этой сервисной ставки не платят, а для авиакомпаний, хранящих свой керосин в аэропорту, цена на эту услугу не изменилась. Представитель «Базэла» Сергей Бабиченко отметил лишь, что в целом в аэропортах холдинга цена на авиакеросин снижается за счет заключения соглашений на прямые поставки топлива с крупнейшими нефтяными компаниями.

Гендиректор оператора сети независимых ТЗК «Аэрофьюлз» Владимир Спиридонов называет рост цены на услугу «перераспределением затрат». «Исторически во всех аэропортах стоимость услуги заправки не отражала всех затрат на топливообеспечение, и они включались в стоимость керосина»,— поясняет он. Теперь большинство ТЗК пересматривают затраты, и услуга заправки приобретает реальную стоимость, констатирует топ-менеджер. «ЛУКОЙЛ просто первым зарегистрировал реальную цену заправки, полностью переведя ее себестоимость в стоимость услуги»,— соглашается совладелец красноярской ТЗК «Сибирь Авиа Сервис» Игорь Каталевский. В значительной степени за счет этого нефтекомпании в момент расследования ФАС удалось снизить отпускную цену на керосин, отмечает он.

Рост стоимости заправки может объясняться разными причинами, констатирует глава агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: компаниям, которые одновременно поставляют в аэропорты топливо и владеют ТЗК, как ЛУКОЙЛ, выгодно было перераспределить себестоимость и показать низкую цену тонны керосина «в крыло». А независимые ТЗК, которые лишились почти всей маржи в ценовой конкуренции с нефтяниками, смогли сохранить положительную рентабельность, только переведя ее в стоимость услуги, добавляет эксперт.

В июле авиатопливо начало снова дорожать на 3-6%. Но участники рынка говорят, что изменение тенденции не приведет к падению стоимости услуг заправки. Цены будут расти и дальше, уверен Игорь Каталевский. По его мнению, реальную себестоимость заправки отражает ставка ЛУКОЙЛа, и уже в ближайшие месяцы все остальные ТЗК, как принадлежащие нефтяниками, так и независимые, будут вынуждены довести ее до такого же уровня.

  • Еще материалы этой рубрики