Интурмаркет с 1 октября

Беспрецедентные месяцы в гостиничной истории Москвы и Петербурга

По информации консалтинговой компании JLL, первый квартал 2020 года стал беспрецедентным в современной истории гостиничного рынка Москвы, Санкт-Петербурга и России в целом. Но уже сейчас можно говорить, что результаты второго квартала 2020 года будут еще более низкими, так как в апреле и мае загрузка работающих гостиниц будет в пределах 5-10%.

Москва. В первом квартале средневзвешенная загрузка международных брендированных гостиниц Москвы составила 67%, что на 16% ниже аналогичного показателя 2019 года. Средневзвешенный тариф по рынку (ADR) практически не претерпел изменений и составил 7600 рублей. Доходность на номер (RevPAR) снизилась на 15% к аналогичному периоду прошлого года и составила 5100 рублей. В январе-феврале динамика была положительной по сравнению к тому же периоду прошлого года. Но в марте загрузка снизилась до 18-30% в зависимости от сегмента. В течение месяца показатель RevPAR в Москве снизился на 46%.

График 1. Операционные показатели брендированного предложения Москвы
I квартал 2019, 2020 гг


Источник: STR Global, JLL

Санкт-Петербург. В Петербурге средневзвешенная загрузка международных брендированных гостиниц в первом квартале 2020 года составила 38%, это на 13% ниже аналогичного показателя 2019 года. Средневзвешенный тариф по рынку (ADR), вырос на 3%, до 4450 рублей. Доходность на номер (RevPAR) снизился на 10% и составила 1700 рублей. В январе показатель RevPAR вырос на 17%, в феврале – на 6%, а в марте зафиксировав снижение на 44% к марту прошлого года.

График 2. Операционные показателей брендированного предложения Петербурга
I квартал 2019, 2020 гг.


Источник: STR Global, JLL

«По нашим оценкам, во II квартале будут наиболее низкие показатели по году. RevPAR по московским гостиницам снизится как минимум на 65% за счет беспрецедентного падения спроса. В Петербурге будет еще более резкое снижение RevPAR, поскольку в июне обычно проходит международный экономический форум МЭФ и это период белых ночей», – говорит руководитель направления гостиничного бизнеса JLL Яна Уханова.

По данным облачной платформы аналитики данных для гостиничной индустрии OTA Insight, по состоянию на 20 апреля оказались доступными для бронирования 65% из всех присутствующих на рынке гостиниц Москвы. В городах Европы и Ближнего Востока гостиницы более категорично отреагировали на снижение спроса и закрыли продажу номеров. Например, в Париже готовы заселять гостей всего 8% отелей, а в Лондоне – 2%. Это свидетельствует о запасе прочности и гибкости московского рынка в тяжелых условиях сохранения бизнеса.

Сравнение кризисами 2008 и 2014 годов. Хотя причины нынешнего кризиса принципиально иные, нежели в 2008 и 2014 годах, а его масштаб для рынка гостиничной недвижимости несопоставим, есть смысл проанализировать темпы падения и восстановления в предыдущие кризисные периоды.

В Москве снижение спроса началось в октябре 2008 года, а загрузка восстановилась к прежнему уровню через год – к октябрю 2009. Первыми стали восстанавливаться гостиницы 3-4*. Также надо учесть, что загрузка московских гостиниц тогда снижалась незначительно – на 5-10%.

Вследствие падения спроса гостиницы были вынуждены снизить цены в среднем на 20%. Для возвращения к прежнему уровню тарифов потребовалось около четырех лет. Лишь 2013 год показал высокие операционные показатели.

В Петербурге загрузка гостиниц в кризис-2008 снижалась на 10-25%. Полностью питерский рынок восстановился только к летнему сезону 2011 года, то есть фактически через 2,5 года. Более демократичные сегменты спроса восстановились быстрее, преимущественно за счет увеличения количества иностранных туристических групп в условиях девальвации рубля.

Экономический кризис 2014 года отразился на показателях гостиничного рынка Москвы в связи со снижением деловой активности. Основное падение спроса произошло во второй половине года, гостиницы в целом потеряли от 5% до 10% загрузки. Более высокие сегменты рынка восстанавливались медленнее, тем самым ограничивая возможности повышения тарифов по всему рынку. При этом динамика была разнонаправленная: санкционная риторика негативно повлияла на городские гостиницы, но положительно отразилась на курортных в условиях девальвации рубля и переориентации части спроса на российские направления.

В Петербурге в кризис 2014 года загрузка гостиниц существенно снизилась. Однако вернулся спрос достаточно быстро, на это потребовалось в среднем полтора года. На фоне девальвации рубля Петербург стал популярным направлением для иностранных туристических групп, что позволило существенно нарастить объем спроса. Развился туризм выходного дня, который положительно влиял на загрузку гостиниц в высоких ценовых сегментах.