Пегас с 18 октября

Александр Смирнов: «Иностранный турист, побывавший в России, у себя дома становится героем»

Туроператоры по Алтаю отмечают, что интерес к региону со стороны иностранцев в последние годы стабильно растет, а вот количество операторов, занимающихся международным въездным туризмом, уменьшается. Александр Смирнов, директор барнаульской турфирмы «Плот», одной из старейших принимающих компаний на Алтае, рассказал RATA-news кто и зачем едет из-за границы на Алтай, и как работается на этом рынке местным бизнесменам.

 

– Алтай – место, бесспорно, привлекательное. Когда за последние 20 лет интерес туристов к региону был максимально высоким?

 – Интерес к Алтаю стабильно высок уже давно. Даже в «лихие девяностые» иностранные туристы к нам приезжали. И с тех пор постоянно идет плавный рост. Пиковым стал 2008 год, когда летом на Алтае мы наблюдали полное солнечное затмение. Статистика была не нужна: свободных мест гостиницах не было, а иностранные туристы толпами бродили по улицам Барнаула. И мы, и наши коллеги-операторы, отметили, что это был самый урожайный год.

 

– Из каких стран чаще всего приезжают туристы и как – группами или индивидуально?

– Чаще всего из Европы. На первом месте немцы, но едут и французы, австрийцы, голландцы и т.д. Реже – итальянцы, поскольку они очень часто владеют только своим языком и здесь у них возникают сложности с коммуникацией. Непросто и с питанием – они тяготеют к своей, средиземноморской кухне и хорошему кофе, что в наших реалиях удается организовать не всегда и не везде. Бывали у нас туристы и из США, Австралии, Новой Зеландии , ЮАР. Чаще всего наши гости приезжают группами из 3-4 человек, если это активный тур, и 6-10 человек, если этнографический. В мемориальных группах из Японии бывало и до 40 человек. И что интересно – даже среди тех, кто приезжает на активные маршруты, немало людей в возрасте, даже за 70 лет, но все они в очень хорошей физической форме.

Иностранные туристы очень щепетильны в подготовке поездки на Алтай. Прежде чем приехать в Россию, страну огромную и, на их взгляд, небезопасную, они много времени тратят на сбор информации. Многие привозят очень подробные карты. Я даже не представляю, где они их берут – таких, мне кажется, нет даже у наших военных. Но с другой стороны, практика показывает, что, даже планируя поездку в течение нескольких лет, они все равно приезжают с очень плохим представлением о России. Еще пять-семь лет назад мы встречали туристов, которые до приезда были уверены, что южнее Новосибирска цивилизации вообще нет, а в Горном Алтае нет ни электричества, ни связи. Сегодня ситуация меняется, информации о России все больше.

 

-Какие маршруты чаще всего выбирают туристы?

– Спрос на активные пешеходные маршруты в последнее время снижается, а вот интерес к воде стабилен. Катунь, на мой взгляд, лучшая в мире река для сплавов по большинству параметров. Растет популярность этнографических туров и программ, которые совмещают в себе несколько видов активного отдыха – сплавы, треккинги, верховые прогулки. Как и среди россиян, выезжающих за рубеж, среди иностранных туристов очень много тех, кто хотел бы в одной поездке посмотреть как можно больше.

Из природных объектов притягательнее всего, конечно, Белуха – самая высокая гора в Сибири и одна из самых высоких в России, и вообще мистическое место. Интересует она и иностранных альпинистов, но их число невелико. Посмотреть на нее приезжают в основном туристы, увлекающиеся различными эзотерическими учениями, шаманизмом. Белуха для них – место силы. Во все годы, когда «ожидался» конец света, в районе этой горы всегда было столпотворение. Также многих притягивает плато Укок и маршруты по местам экспедиции Рериха.

Вообще Алтаем интересуются разные люди: мы принимали и топ-менеджеров ведущих мировых компаний, и самых простых людей. Кто-то хочет испытать настоящую русскую зиму, «поймать» самую низкую температуру, кто-то интересуется этнографией, кто-то активными маршрутами, которые в деятельности нашей компании занимают ведущее место. Но в последние годы на нашу статистику сильно влияли туристы из Японии, которые приезжали в мемориальные туры.

 

– А где туристы обычно останавливаются, какие гостиницы и турбазы выбирают?

– Надо сказать, что этот аспект наших иностранных туристов волнует меньше всего. Большинство из них, особенно «активники», даже после ночного перелета не хотят останавливаться в Барнауле, предпочитают сразу выехать на маршрут. Им интереснее пожить в палатке, монгольской юрте или алтайском аиле. Все это настолько экзотично, что не идет ни в какое сравнение с обычной гостиницей. Кстати, в последнее время и иностранцы, и российские туристы все меньше стремятся к гостиничному питанию, им хочется попробовать на Алтае настоящей деревенской еды: картошки, помидоров прямо с огорода, пирогов, меда, медовухи, сметаны, парного молока.

 

– По данным ФМС, в 2011 году в Алтайском крае побывали около 3 тыс. иностранных туристов, в Республике Алтай – 7,5 тыс. На «Интурмаркете», в рамках дней Алтайского края, прозвучала еще одна цифра – 300 тыс. Где, по-вашему, истина?

– Хотелось бы сказать, что где-то посередине, но не могу. Скорее всего, она ближе к статистике ФМС, хотя и у них данные неполные. С увеличением срока постановки иностранцев на миграционный учет до 7 дней нет необходимости в регистрации тех, у кого тур менее недели. Статистика РФ показывает, что идет замедление темпов притоков иностранных туристов, и на Алтае мы тоже особого роста не замечаем. Для операторов по въездному туризму речь идет даже не о сотнях, а о десятках клиентов в год. Понятно, что не все туристы, которые приезжают на Алтай, проходят через туроператоров. Многие все делают самостоятельно, пытаются арендовать машину, что практически невозможно… Есть велосипедисты, автостопщики, которые не обращаются за помощью к турфирмам. Но, повторюсь, даже если сложить всех вместе, включая жителей Казахстана, которые, предположим, приезжают отдохнуть на озеро Яровое на западе Алтайского края, 300 тысяч не будет. 300 тысяч – это серьезная цифра, означающая массовый поток, которого здесь, если мы говорим об иностранных туристах, безусловно, пока нет.

 

– Как, по-вашему, нужно ли, чтобы поток туристов, в том числе иностранных, рос?

– Я придерживаюсь принципа «лучше меньше, да лучше». Не нужно ставить задачи принять 3-5 млн. туристов в год Я понимаю, что руководителям края нужны показатели. Но необходимо соотносить такие планы с рекреационными возможностями региона: есть грань, которую нельзя перешагивать. Сегодня у нас нет условий для приема такого количества туристов: средств размещения недостаточно, а природа уже стала страдать. Дикий поток очень большой, не все убирают за собой отходы, мусороперерабатывающих предприятий практически нет.

Для цивилизованного и рентабельного туризма нужны условия и прежде всего – безопасность. Я выписал для себя данные последнего Всемирного экономического форума. Россия занимает 4-е место в мире из 139 по природному и культурному потенциалу, 59-е по конкурентоспособности, 113-е по безопасности, 125-е по качеству дорог и 126-е – по законодательству. Отсюда вытекает вопрос о привлекательности России в целом и Алтая в частности…

 

– А турбизнес способен как-то повлиять на эту ситуацию?

– Мы, я считаю, можем влиять на законодательство – на то, что касается визовой политики, миграционного учета. Эти законы у нас просто безобразные. Отраслевое сообщество способно консолидироваться, чтобы транслировать свое видение по поводу усовершенствования законодательной базы и формировать соответствующие инициативы. Кроме этого, мы способны и обязаны развивать свой собственный профессионализм, повышать качество сервиса. Ну и не все у нас так плохо. Главное – есть великолепный природный потенциал, и Алтай по этой составляющей можно смело поставить на первое место в мире.

 

– Сегодня в Алтайском крае работают всего пять компаний, которые входят в реестр как операторы по международному въездному туризму. Почему их число в последние годы сокращается?

– Во-первых, потому что вести такую экономическую деятельность стало не выгодно. До недавнего времени было необходимо обеспечивать фингарантии минимум на 10 млн. рублей. А это 50-100 тысяч рублей в год – деньги надо отработать, что не так-то просто и получается далеко не всегда. Сильно сказывается фактор сезонности: по трем летним месяцам рентабельность может показаться нормальной, но если распределить это на весь год... И если доходы в итоге несоизмеримы с расходами, предприниматели волей неволей задумываются, нужно ли это им?

Вторая причина – большая ответственность. Повышается интерес к компании со стороны спецслужб. А если, не дай бог, с иностранным туристом что-то случается, это всегда резонансное дело, напрямую влияющее на репутацию.

Но и самая главная причина – пресс со стороны ФМС. Штрафы дикие – на юридическое лицо от 500 тыс. рублей! Самый распространенный «грех» – нарушение правил постановки на учет. За это наказывают принимающую сторону, в данном случае – операторов. А то, что наши законодатели забыли про активный туризм (палатка, по их мнению, не средство размещения), не отменяет того факта, что к нам могут хотеть приехать люди на 10-14 дней, чтобы провести их на природе в горах, а не в гостинице. Получается, что занимаясь этой деятельностью, нарушителем стать очень легко. За каждое такое нарушение грозит штраф от 500 тыс. рублей за каждого иностранца. Если в группе 10 человек – умножаем и получаем просто колоссальную сумму.

 

– А у вас не было желания свернуть работу по приему иностранных туристов, как сделали некоторые ваши коллеги?

– Мне нравится заниматься приемом иностранцев, потому что приезжают, как правило, очень интересные, неординарные, талантливые люди. И у себя в стране это тоже особая категория. Если человек едет в Россию, да еще и в Сибирь, то после возвращения на родину становится чуть ли не героем, потому что сознательно поехал в очень небезопасную страну, которая по этому показателю опережает даже некоторые африканские государства. И при всем этом даже для состоятельных людей поездка в Россию – удовольствие не из дешевых.

Несмотря на все сложности, сворачивать эту работу желания у меня не возникает. Когда я только начал заниматься туризмом, это была моя мечта – принимать иностранных туристов. Думал – вот вершина профессионализма! Сейчас же самый сложный вид обслуживания – прием групп VIP-персон из европейской части России. Если такие туристы остались довольны – вот именно это высший пилотаж. Иностранцы, даже самые высокопоставленные, менее прихотливые и более скромные.

 

– Что с кадрами? Легко ли найти гидов и переводчиков для иностранных групп?

– С кадрами очень трудно, ведь к этому вопросу должно быть самое пристальное внимание. Можно все великолепно подготовить, но провалиться с гидом. Он даже может быть прекрасно информирован, но недостаточно коммуникабельным и интересным – и все, полное фиаско. Как показывает практика, лучший гид – это надежный и приятный в общении человек, за которым в горах чувствуешь себя, как за каменной стеной. Такие люди у нас пока, слава богу, есть. С гидами нам везет, большинство из них – проверенные кадры, о которых иностранные туристы отзываются очень хорошо. Если нужен новый человек, то, как правило, мы находим их по рекомендации и потом проверяем в качестве стажеров на маршрутах. Чуть проще с переводчиками английского и немецкого языков – наши вузы готовят хорошие кадры.

 

– Часто ли иностранные туристы приезжают на Алтай повторно? Может ли это направление в принципе быть стабильно возвратным?

– У нас были случаи, когда люди приезжали к нам по нескольку лет подряд. Для многих из них наши гиды стали друзьями, и люди продолжают общаться и переписываться. Алтай – большой туристический регион, сюда можно возвращаться и в новых поездках не повторить пройденного. Я сам, работая столько лет в туризме, побывал еще не во всех его интересных уголках. В этом плане, считаю, потенциал территории очень большой.

И что самое главное, возвращаются сюда не для того, чтобы посмотреть на то, что еще не видели, а для того, чтобы испытать ощущения огромного душевного подъема, которые возникают в наших горах. Я побывал во многих странах и могу уверенно сказать, что Алтай – одно из лучших мест на земле. Да, где-то горы повыше, озера посимпатичнее, пейзажи поинтереснее. Но Алтай сочетает в себе все – немного Тибета, Гималаев, Монголии, Альп. Многие, в том числе иностранцы, возвращаются сюда, потому что смогли ощутить здесь нечто, чего не чувствовали нигде. Что-то более важное, чем благоустроенный быт и езда по хорошей дороге.

 

Анна Вальцева, специально для RATA-news