Куда отнести затраты на приобретение туристского продукта?
В юридическое агентство «Персона Грата» поступил запрос от индивидуального предпринимателя, в отношении которого вынесено решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислении единого налога на значительную сумму. По итогам налоговой проверки был сделан вывод о том, что он неправомерно включал в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, затраты по оплате туристского продукта, приобретенного у других субъектов туристической деятельности по договорам купли-продажи, для последующей реализации. Это уже не первый случай, когда налоговый орган считает неправомерным учет затрат турагентов и требует уплаты единого налога со всей суммы реализации, несмотря на очевидную абсурдность этого требования. Оспаривая решения налогового органа предпринимателям и предприятиям, применяющим упрощенную систему налогообложения, следует руководствоваться позицией, изложенной в судебных актах, вынесенных арбитражными судами по спорам с налоговыми органами.
Например, Десятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 3 июня 2009 года отклонил все доводы налоговой инспекции как несостоятельные и указал:
«В соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по единому налогу налогоплательщики учитывают расходы по оплате покупной стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам).
При этом товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). В силу п. 2 ст. 38 НК РФ под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Таким образом, затраты на приобретение туристского продукта подлежат учету в качестве расходов в силу пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, поскольку реализации подлежит туристский продукт как особый вид товара».
Полный текст двух судебных актов по делам об отмене решений налоговых органов можно скачать в разделе «Готовые юридические он-лайн консультации» на сайте www.travelexpert.ru. Смотрите консультацию № 3 – «Вниманию турагентов, работающих с туроператорами по договорам купли-продажи».
Тем не менее, турагентам необходимо учитывать позицию налогового органа по данному вопросу при формировании своей учетной политики и разработке документооборота предприятия. В случае вынесения налоговым органом решения о недоимке, следует подготовить письменные возражения, а при необходимости обращаться в арбитражный суд, опираясь на существующую судебную практику.
РОССИЯ
Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»Мария Свиридова
«Роза ветров НН», генеральный директор
«Нижний Новгород – карман России и начало ее духовности»