Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Выездной туризм упал на 25%, внутренний вырос на 15%

09:08, 29 сентября 2014

Уход с рынка этим летом ряда туроператоров в перспективе оздоровит отрасль: очистившись, она только усилит свои позиции. Об этом на пресс-конференции в пятницу информационном сказал врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов. В ходе встречи с журналистами обсуждалась ситуация на туристическом рынке, изменения в закон «Об основах туристской деятельности», популяризация внутреннего и въездного туризма, а также итоги работы ассоциации «Турпомощь».

Олег Сафонов считает, что основной причиной банкротств в туротрасли стала ошибочная оценка участниками рынка перспектив сезона 2014 года. На протяжении предыдущих лет рынок ежегодно увеличивался на 15-20%, игроки рассчитывали на аналогичную динамику и планировали объемы, исходя из этих ожиданий: брали большие блоки мест в отелях, расширяли чартерные программы и т.д. «Однако по ряду причин рынок сократился – сложилась ситуация перепроизводства, что привело к жесткому демпингу и краху бизнеса. В результате за рубежом оказалось свыше 36 тыс. человек, которых пришлось возвращать домой силами туристического рынка», – заметил г-н Сафонов.

По состоянию на конец минувшей недели на заграничных курортах продолжали отдых 233 клиента компаний «Верса», «Южный Крест» и «Солвекс-турне», которым требуется эвакуация: у них оплачено размещение, но нет обратных билетов. Их вывезут до 4 октября. Всего были доставлены из разных стран в Россию 14,8 тыс. туристов этих трех операторов. «Вывоз пострадавших туристов был выполнен оперативно и без привлечения бюджетных средств», – подчеркнул руководитель Ростуризма. По его словам, на начало года ассоциация «Турпомощь» располагала порядка 370 млн. руб., практически все эти средства были задействованы на возвращения клиентов турфирм-банкротов. От приостановки их деятельности пострадало в общей сложности более 150 тыс. человек.

В связи с банкротствами операторов по выездному туризму, а также рядом других факторов, структура туристического спроса изменилась: турпоток за рубеж сократился, по разным оценкам, на 20-25%, в то время как отдых в России, наоборот, вырос в среднем на 15%. Есть различия в динамике по регионам. Например, Крым принял порядка 3 млн. гостей, показав двукратный рост объемов по сравнению с предыдущими годами. В Краснодарском крае Анапа продемонстрировала 30% прироста, Сочи – 15% по отношению к минувшему сезону.

«В этой связи многим выездным операторам имеет смысл переориентироваться на внутренний и въездной рынок, так как именно эти сегменты будут на подъеме в ближайшие годы», – полагает г-н Сафонов. В целом въездной рынок из Европы показал снижение, связанное с внешнеполитическими факторами, однако из стран Юго-Восточной Азии наблюдается увеличение турпотока.

Чтобы избежать повторения негативных сценариев на туристическом рынке, в сжатые сроки были подготовлены изменения в отраслевой закон, проект опубликован на сайте regulation.gov.ru. До 16 октября включительно продлится публичное обсуждение поправок, в котором принимают участие представители турбизнеса, общественные объединения, любые заинтересованные лица.

Стратегически важной Олег Сафонов назвал поправку о разработке электронной путевки, которая позволит сделать туристический рынок прозрачным. Пока же денежные потоки внутри рынка остаются закрытыми для контроля, а точное число турагентств неизвестно: по разным оценкам, их количество колеблется от 14 до 30 тыс.

Второй существенный момент, по мнению г-на Сафонова, – создание в рамках «Турпомощи» фонда персональной ответственности туроператоров. Суть предложения в том, что игроки накануне летнего сезона могли бы вносить в фонд определенную сумму, размер которой будет зависеть от количества туристов, которое планируются отправить за рубеж. «Эти средства не войдут в компенсационный фонд «Турпомощи», но останутся на эскроу-счете и, в случае приостановки туроператором деятельности, будут использованы для компенсации потерь или возвращения туристов в Россию», – пояснил выступавший.

Несмотря на то, что в ситуации банкротств «Турпомощь» сработала эффективно, на рынке активно действует общественное движение «Безтурпомощь», выступающее против уравниловки взносов в компенсационный фонд. Их доводы вполне разумны: почему устойчиво работающие компании должны за счет собственных средств оплачивать неудачи, неэффективность или даже мошенничество других участников рынка. «Вот здесь и пригодился бы такой механизм защиты рисков операторов, как фонд персональной ответственности», – уверен Олег Сафонов.

Очень важным глава Ростуризма считает недавнее постановление правительства, согласно которому туркомпании обязаны предоставлять своим клиентам билеты в обе стороны, даже если рейс чартерный: «Это требование должно соблюдаться неукоснительно, при этом неважно, заплатил ли оператор перевозчику – туриста обязаны вернуть на родину. И если чартерный рейс оплачен не полностью, пусть лучше люди вообще не поедут, чем улетят без обратного билета».

Он также коснулся предстоящих новогодних продаж. Обычно ранние продажи высоких зимних дат стартуют не раньше октября, поэтому Олег Сафонов надеется, что рынок к этому времен успокоится, и люди начнут бронировать Новый год. Спрос уже отреагировал на происходящее заметным уменьшением глубины бронирований. Г-н Сафонов призвал россиян не опасаться обращений в турфирмы за покупкой туров, в том числе, на зимние праздники.

Он кратко рассказал и о планах своего ведомства на 2015 год, упомянув, среди прочего, создание национального туристического портала на восьми языках, который станет одним из ключевых инструментов продвижения возможностей путешествий и отдыха в нашей стране. По мнению г-на Сафонова, недостаточно просто рекламировать туризм в России, также крайне важно, чтобы руководство на местах, губернаторы понимали, что развитие туризма в регионе приводит к появлению новых рабочих мест, развитию малого и среднего бизнеса, увеличению доходов населения, перспектив для малых и средних городов.

«К примеру, Камчатку ежегодно посещают около 13 тыс. иностранных туристов, но мимо полуострова на круизных лайнерах по пути к Аляске проходят 1,5 млн. человек. Представляете, какой это потенциал для региона?», – заключил Олег Сафонов.

 

Наталья Панферова, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно