Интурмаркет с 1 октября

В Петербурге майские туры продаются и вселяют оптимизм

В последнюю неделю апреля пресс-служба Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии провела опрос членов РСТ, наиболее активных петербургских компаний на рынке выездного туризма, выясняя ситуацию с глубиной продажи туров и приоритеты туристов на предстоящие майские праздники. В опросе принимали участие турфирмы «Нева», «Ауринкоматкат», «Прима», «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга», «Вест-Тревел», «Тез Тур», «Солвекс Турне», «Атлас», «Верса», «Фламинго», «Конкорд Тревел», «Ривьера - Интурист», «Авис», «Россита», «Польский клуб».

Как выяснилось, опасения питерских турфирм по поводу «провальности» майских праздников в связи с кризисом не оправдались. Понятно, что все урезали свои объемы - в среднем на 30%, скорректировали перевозку и т.д., но продажи шли, и сегодня практически все запланированные туры распроданы. Туроператоры характеризуют первомайский сезон 2009 года как уравновешенно-стабильный.

Несмотря на то, что в последние несколько лет майские каникулы перестали быть для турфирм «пиковым» сезоном, обеспеченные люди, не привыкшие экономить на своем отдыхе, все же торопятся «приблизить» лето. Что касается цен, то в рублевом эквиваленте они несколько подросли. Однако благодаря специальным предложениям от отелей и перевозчиков удается в целом скорректировать общую стоимость пакета и привлечь туристов. Радует питерских операторов и нынешняя глубина продаж, достигающая июня-июля, понемногу бронируется и август. А среди неожиданных тенденций летнего сезона – спад интереса к Турции.

Рейтинг наиболее продаваемых направлений на майские каникулы сезона 2009 года выстроился следующим образом: Египет, Тунис, далее у разных фирм лидируют разные направления - Болгария, экскурсионная Европа, ОАЭ, Финляндия и т.д.

По-прежнему, востребована Ленинградская область, особенно путевки выходного дня, несмотря на повсеместное повышение цен с 1 мая 2009 года. Южные отечественные курорты на майские праздники обычно не популярны – там еще прохладно. Да и на лето интерес к ним пока невелик. Черноморские направления пользовались бы куда большим спросом, если бы не стоимость авиаперевозки. Сегодня перелет до Сочи стоит дороже, чем в Болгарию или Турцию.

Елена Бородина, заместитель директора компании «Нева»: «Тревожит только Турция. Как и в прошлом году, хорошо продается май, июнь. Потребительские предпочтения заметно смещаются в сторону более экономичных предложений. Болгария идет очень хорошо, Тунис, Египет».

Владимир Дорофеев, генеральный директор, «Верса»: «Майские проданы, глубина продаж была лучше, чем в прошлом году. Активность летнего спроса резко ожила. То ли народ устал от кризиса, то ли махнул на него рукой, то ли старается зафиксировать цены в рублях на летние туры».

Юлия Котова, исполнительный директор, «Ривьера Интурист»: «Запустили акцию раннего бронирования в феврале, и она сработала лучше, чем в прошлом году. Отели дали неплохую скидку, да и авиакомпания «Россия» подвинулась по цене, в итоге - майские закрыли еще в марте. Но работать было тяжело, учитывая сокращенные объемы, текущие накладные расходы, общую ситуацию с нехваткой оборотки и отсутствием кредитования».

Ирина Новикова, директор, «Конкорд Тревел»: «Среди экзотики на майские более востребованной оказалась Южная Америка, острова Индийского океана. Это страны долларовой зоны, которые заблаговременно позаботились о хороших скидках на отели и перевозку. Самые значительные скидки дали в Перу! По Мексике у нас было куплено шесть туров и все они, по понятным причинам, аннулированы».

Вадим Пермяков, директор, «Тез Тур Северо-Запад»: «Примерно на 27% умерили свои амбиции и практически все продали. Глубина продаж – неделя, полторы».

Светлана Попова, директор, «Польский туристический клуб»: «Замки крестоносцев в северной Польше – наше традиционное майское предложение, которое сработало и в этом году. Экскурсионные группы по Польше сейчас набираются хорошо. Индивидуалы, как ехали, так и едут. Готовим цепочку на лето. Ожидали, что будет хуже».

Арнольд Риш, директор, «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга»: «У нас глубины особой нет. Сейчас турки оперативно отреагировали на снижение спроса и стали активно использовать системы раннего бронирования, выдавать спецпредложения».

Тамара Ро, директор, «Россита»: «Самый большой блок по Мальте мы закрыли как раз на первомайский рейс. При том что компания Air Malta не снизила цену, а стоимость визы увеличилась в два раза, мальтийские отели существенно подешевели, поэтому общая стоимость пакета вышла на прошлогодний уровень. Сейчас хорошо продаем Италию на конец мая, экономичные туры по Европе. Как ни странно, экзотика не падает. Зиму мы прожили за счет Японии: было много индивидуалов, да и группа не сорвалась. Словом, все идет нормально, есть глубина продаж».

Дмитрий Смирнов, генеральный директор, «Атлас»: «Майские даты закрыты, активнее прежнего продается июнь. Очень хорошо пошла Прибалтика: недорого, интересно, рядом. По предпочтениям клиентов существенных отличий не наблюдаем».

Тамара Халецкая, генеральный директор, «Солвекс Турне»: «Все, что касается отдыха, продано на уровне прошлого года: Греция, Кипр, Болгария. Бронирование по этим странам на лето идет даже лучше, чем в прошлом году. Тяжело с экскурсионной Европой».

Ольга Хамхокова, директор, «Авис»: «На майские планировали Италию и практически всю продали! Вселяет оптимизм глубина продаж – на июнь, июль и даже сентябрь. Из-за кризиса больше всего пострадал средний класс: это лето он, видимо, пересидит на своих дачах. Сегодня пользуются спросом либо дорогие туры, либо – дешевые познавательно-экскурсионные».

Сергей Хохлов, заместитель директора, «Вест Тревел»: «Спрос на скандинавские туры упал на 30%, зато Кипр и Египет продали. Спецпредложения уходят моментально!».

По поводу возможной переориентации туристов в сторону внутреннего турпродукта туроператоры сказали, что судить об этом пока рано. К сожалению, наши черноморские курорты не выдерживают конкуренции с турецким или болгарским продуктом. Во-первых, дорого, во-вторых, сервис оставляет желать лучшего.

Единственное направление, заставившее в последнее время серьезно о себе говорить – Беларусь. Благодаря активной рекламной политике и очень хорошей цене, ее популярность выросла в разы. Особенным спросом пользуются белорусские здравницы, где отдых с лечением плюс железнодорожный билет обходится дешевле, чем аналогичный продукт в Ленинградской области. Кстати, сам Санкт-Петербург в других регионах России рассматривается как одно из самых популярных и интересных направлений для экскурсионного отдыха на майские праздники.

Нас очень порадовал ответ директора турфирмы «Ависента» Евгения Жукова. В этой турфирме уже много лет поддерживается традиция на майские и ноябрьские праздники вывозить своих постоянных клиентов в недальние экскурсионные поездки. Программа получила название «Познай Россию вместе с нами!» и с успехом реализуется благодаря придумкам, энтузиазму и харизме директора компании. Например, туристам предлагают: «Два дня с викингами», «За тульским пряником», «От Пушкина до Набокова через няню», «В российские грязи», «Селигер и Анна Керн», «Тихвин и Римский-Корсаков» и т. д. «В принципе, мы просто добавляем в известные на рынке программы свои «изюминки». Получается: близко, познавательно, недорого и весело. Я считаю, что в Ленинградской области есть много неосвоенных мест, которые стоят того, чтобы к ним ехать, несмотря на трудности с инфраструктурой», – говорит Евгений Жуков. Нынешняя первомайская программа «Ависенты» - «В небесах - рай, а на земле – Валдай» включает размещение в уютных коттеджах на берегу озера, посещение музея Уездного города, музея Колокольчиков и Иверского монастыря. Красота!

По мнению вице-президента Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева, сейчас спрос оживает, а это свидетельствует о том, что многие петербуржцы уже приспособились к новым экономическим реалиям и смогли оценить свои потери, бюджеты и т.д. «Судя по всему, люди не хотят отказываться от туристических поездок. Для многих он стал непременной составляющей образа жизни, - говорит Сергей Корнеев. – Более того, в условиях кризиса очень многие стали смотреть на отдых, как на инвестиции в собственную работоспособность. Впрочем, пока на потребительском рынке присутствует некая осторожность в отношении места и времени поездки. Многие ищут предложения подешевле, покороче, принимают решение в последний момент». Г-н Корнеев отмечает, что если раньше клиенты дробили свой отпуск на несколько поездок в течение года, то теперь планируют одну, максимум две, предпочитая не тратиться на «промежуточные» праздники.

Таким образом, туриндустрия, хотя и чувствует влияние кризиса, продолжает работать. Турфирмы наблюдают «откат» по некоторым направлениям к показателям 2007-2006 гг., что неприятно, но не смертельно. Многие популярные направления делают ставку на сохранение именно российского турпотока: активизируют рекламу, предоставляют скидки, бонусы и т.д. И хотя удешевление валютной стоимости туров в рублевой цене не ощущается, все же в целом привлекательность антикризисных предложений для многих очевидна.