Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Оба варианта передвижения по России сильно мешают развитию внутреннего туризма

В конце прошлой недели RATA-news опубликовала данные онлайн-трэвел агентства Biletix, которое сравнило цены на авиа- и железнодорожные билеты по наиболее популярным российским направлениям. На вопрос, как сегодня выгоднее путешествовать по России – поездом или самолетом, авторы исследования дают однозначный ответ: цена практически одинакова, разница лишь во времени, которое тратится на дорогу.

Мы попросили туроператоров по внутреннему туризму прокомментировать эту информацию. Как выяснилось, несмотря на столь несущественное отличие в стоимости билетов и временное преимущество авиаперелета, на большинстве летних направлений лидерство принадлежит поездам. Пропорция если и меняется в сторону предпочтения самолетов, то крайне медленно.

 

Илья Уманский, генеральный директор компании «Алеан»: «Статистику нашей компании показывает, что туристов, которые едут на курорты Краснодарская края поездами, примерно в три раза больше, чем тех, кто путешествующих самолетом. Для большого числа россиян поездом, по-прежнему, ездить удобнее и безопаснее. Перелом в этой ситуация может наступить, только если цена «воздуха» будет в разы ниже железнодорожной перевозки. Например, в случае выхода на рынок достаточного количества лоукостеров. Но такое развитие событий пока маловероятно. В разгар сезона авиаперевозчики зарабатывают деньги на «горячих» южных направлениях и вряд ли бюджетные авиакомпании будут допущены до полетов».

 

Лариса Федорова, генеральный директор компании «Виадук Тур»:

«Неоправданно высокие цены на услуги РЖД можно объяснить только отсутствием конкуренции. Однако наши соотечественники воспринимают это практически как должное. И определяющим фактором при выборе способа передвижения по России становится вовсе не цена билета, а географическая удаленность региона. Если из Приморья в Москву туристы практически всегда летят самолетом, то из Кирова едут на поезде. В чем-то железная дорога даже имеет преимущество перед самолетом: большинство поездов приходит утром и сразу же можно отправляться на экскурсию. Самолеты прилетают днем или ближе к вечеру, и туристу приходится доплачивать за лишний день проживания».

 

Алена Загорец, директор туристического департамента компании «Мультитур»: «По сравнению с прошлым сезоном в этом году продажи авиабилетов по многим внутренним направлениям заметно выросли. Особенно востребованы турпакеты с перелетом до Анапы и в Сочи. Спрос на железнодорожные билеты, напротив, пошел на спад. При этом в структуре железнодорожных продаж, по-прежнему, лидирует плацкарт. То есть те, кто выбирает поезд, ищут наиболее экономичные варианты. Билеты в купе часто приобретают туристы, которые боятся летать на самолетах».

 

Ирина Чиркунова, заместитель генерального директора компании «Дельфин»: «Да, возможно, качество плацкартных вагонов сильно уступает по комфортности самолету. Но туристы, как правило, не жалуются. Выбирающие железную дорогу готовы терпеть некоторые неудобства ради экономии. Причем, исходя из статистики июльских продаж, несложно проследить, в какие регионы поездка на поезде оказывается выгоднее авиаперелета и наоборот. Например, на курорты Краснодарского края и в Абхазию поездом едет примерно 35% туристов, а самолетом – 65%. В отношении Анапы турпоток делится ровно пополам. В Крым 25-30% отдыхающих добираются по воздуху, остальные по железной дороге. В регион Кавминвод только 15% туристов едет поездом, 85% предпочитают самолет. И обратная картинка с Беларусью: здесь 85% турпотока приходится на железную дорогу и лишь 15% на самолеты».

 

Елена Бурцева, генеральный директор компании «Звездный путь»: «Для детских групповых туров железнодорожная перевозка остается незаменимой. Разница в цене билета на самолет и поезд здесь довольно ощутимая. Перелет ребенка из Москвы до Анапы и обратно обойдется в 10,7 тыс. рублей, по железной дороге – в районе 8 тыс. рублей. С другой стороны, при перевозке детей поездом необходимо соблюдать кучу формальностей, включая обязательное присутствие медицинского работника. Но если учесть, что летом регулярно дают о себе знать различные инфекционные заболевания, такие требования выглядят вполне уместными».

 

Мария Подтяжкина, исполнительный директор компании RussiaDiscovery: «Мало констатировать, что стоимость авиаперевозок сродни, а иногда и дешевле проезда по железной дороге. Я бы сказала, что оба варианта передвижения сильно мешают развитию внутреннего туризма. В начале летнего сезона мы сделали свой анализ цен на авиа– и железнодорожную перевозки по регионам, и вот что получилось. Авиабилет из Москвы до Петропавловск-Камчатского и обратно стоит от 30 тыс. рублей, из Москвы до Анадыря в оба конца – от 36 тыс. до 70 тыс. рублей. Слетать в Южно-Сахалинск и обратно обойдется от 50 тыс. рублей. Авиабилет до Мурманска продается от 12 тыс. рублей, а железнодорожный в купе Москва – Мурманск – Москва достигает 16 тыс. рублей.

В качестве подтверждения «громких» слов про влияние стоимости перевозки на движение внутренних турпотоков могу дать конкретные примеры. Осенью прошлого года «Аэрофлот» предложил спецтариф на Камчатку на лето-2013 за 12-13 тыс. рублей туда и обратно. Акция нигде особо не афишировалась, и одна только наша оперативная рассылка увеличила спрос на направлении в полтора раза. Обратный пример с Сахалином. В прошлом году билеты из Москвы до Южно-Сахалинска и обратно стоили 20-35 тыс. рублей, в этом цена выросла до 40-60 тыс. рублей. И если в предыдущие сезоны поток туристов медленно, но верно рос, то в этом году произошел его резкий обвал. Группы набираются крайне плохо, клиенты все чаще переориентируются на более дешевые регионы Сибири и Дальнего Востока.

 

Нина Егоршева, RATA-news