Зачем туроператорам устроили такую гонку по участию в программе кэшбэка?
Ростуризм провел 29 июля zoom-конференцию по программе стимулирования доступных внутренних турпоездок. Ранее, 27 июля на эту же тему прошел вебинар «Турпомощи». Тем не менее, у туроператоров остается к программе много вопросов.
В частности, непонятно, почему на продажи туров по акции отводится всего несколько, неизвестна дата старта продаж, неясны технические условия подключения к общей платежной системе. Большой вопрос – как успеть выполнить все условия в срок. В любом случае, информации, конкретики по программе должно быть больше, говорят туроператоры.
Напомним, госпрограмма по стимулированию поездок по России, на которую выделено 15 млрд рублей, позволит туристам получить возврат средств (кэшбэк) за покупку туров на период с августа до конца года. Тур должен включать размещение в гостинице и авиабилет на любой транспорт или только размещение в отеле. Минимальная стоимость тура, который должен составить 5 дней/4 ночи – 25 тыс. рублей, возврат по нему составит 5 тыс. рублей. С тура стоимостью 50 тыс. турист получит 10 тыс. рублей, с 75 тыс. – 15 тыс., и это предельная сумма кэшбэка.
Как пояснили в Ростуризме, стоимость путешествия – это общая цена турпакета или проживания в гостинице на всех участников поездки, оплачиваемая единовременно по карте платежной системы «Мир» в любом банке. Провести по одной карте оплату тура и получить кэшбэк можно только один раз за время действия программы. Тур должен быть оплачен только онлайн. Наличная оплата или оплата через банковский терминал в офисах туркомпаний или гостиниц в рамках программы невозможны.
Важно заметить, что, присоединившись к этой акции, туроператор в 2020 году не сможет получить субсидии из бюджета по другим программам правительства. «Туроператоры, рассматривающие возможность участия в других программах поддержки Ростуризма, в частности, субсидирования чартерных перевозок, не должны размещать предложения на страницах программы. Двойное использование стимулирующих программ за счет федеральных средств запрещено», – говорится в разъяснении ведомства к программе стимулирования поездок по России от 24 июля. Притом что кэшбэк получают туристы, для туроператоров это лишь маркетинговая поддержка. А за чартерные программы они реально платят, и субсидии были бы очень кстати, тем более в нынешней ситуации.
В момент объявления программы речь шла о 54 регионах России, которые должны были участвовать в акции. По информации RATA-news, обделенные субъекты федерации возмутились, и в итоге в проект вошли все. Изменился и список тех направлений, куда туры будут продаваться в межсезонье, с 1 октября: помимо курортных Краснодарского края, Крыма, Севастополя, в него вошли Республика Алтай, Алтайский край, Калининградская область, Ставропольский край.
Туроператоры с энтузиазмом встретили инициативу по стимулированию турпоездок по стране, но тут же столкнулись с трудностями. Многие опасались, что не успеют в обозначенные сроки выполнить условия для участия в программе. Письмо Ростуризма с общей информацией о начале программы туроператоры получили 20 июля, и сформировать заявки на участие им предлагалось до 24 июля. Тут же выяснилось, что многие участники рынка вообще не знали о такой возможности и не успеют подготовиться за четыре дня. Позже, 24 июля, в пятницу, пришло письмо-разъяснение, в котором этот срок был продлен, но всего лишь до понедельника 27 июля – хорошо хоть включительно.
Предоставить информацию о турах по программе и создать отдельную посадочную страницу для них на сайте туроператора надо было до 31 июля включительно. Причем, это касается и тех операторов, которые формируют туры в Краснодарский край, Крым и другие регионы, вступающие в программу только 1 октября. До 31 июля компаниям надо успеть также решить технические вопросы интеграции с платежной программой «Мир» и сообщить об этом в Ростуризм.
Один из главных вопросов: для чего ставятся столь жесткие временные и организационные рамки, хотя речь идет о продажах в августе, а то и в октябре? Ведь это лишает компании реальной возможности подкорректировать уже существующие программы или создать что-то новое. Многие операторы готовы оперативно разработать программы, например, на 5 дней по тем регионам, куда они раньше возили на 1-3 дня. Но при таких сроках мало кто успеет это сделать. А список программ, отправленный в Ростуризм до 31 июля, дополнять уже нельзя.
До конца недели для участия в программе надо подписать документы с платежной системой «Мир», а главное, запросить у банка-эквайера отдельные дополнительные идентификаторы помимо уже существующих у компании. Именно по этим уникальным ID будут учитываться покупки туруслуг в рамках кэшбэк-программы. По разъяснениям Ростуризма получается, что это можно сделать за день. Но на деле, как говорят туроператоры, даже у продвинутых IT-специалистов получение ID и настройка на общую платежную систему потребует не менее недели. К тому же банки, в отличие от туроператоров, никакого цейтнота не чувствуют и с ответом на запросы не торопятся.
«Времени для участия в реализации этого проекта чрезвычайно мало, так как есть ряд условий, которые надо выполнить. В техническом плане они несложные, но требуют организационных и временных затрат», – сказал на вебинаре по программе кэшбэка глава «Турпомощи» Александр Осауленко.
Со временем у программы вообще очень сложные отношения. Сначала говорилось о старте продаж с 1 августа, затем – с 15-го. Точная дата так и не известна. При объявлении программы многие решили, что продажи будут идти весь период с августа до конца года. Однако 27 июля туроператоры получили сообщение из Ростуризма о том, что на реализацию туров отводится всего 5 дней. В ходе zoom-конференции начальник Управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Ростуризма Елена Лысенкова уточнила, что акция продлится 5-10 дней. О 7-10 днях говорил Александр Осауленко.
Однако точной информации до сих пор нигде нет. Между тем у многих операторов эффективность пяти и даже семи дней продаж вызывает сомнение. И они хотели бы понимать, есть ли смысл им проделывать большую техническую работу для участия в программе, тем более что она требует не только времени, но и финансовых затрат.
По словам главы Правовой комиссии РСТ, основателя юридического агентства «Персона Грата» Георгия Мохова, короткий период, когда туристы могут воспользоваться программой, купить тур/отель с кэшбэком, действительно вызывает вопросы. «В чем смысл такой гонки? Если конечная цель – снизить расходы на отдых в России максимального количества граждан, то зачем загонять их в пятидневную распродажу? Почему не дать туристам время определиться с планами и купить тур, например, в сентябре на осенние каникулы?».
Светлана Ставцева, RATA-news