Тревелпорт

Отраслевые союзы против сертификации

Как мы уже сообщили, авиационные власти России вновь настаивают на получении агентствами по продаже и бронированию авиаперевозок сертификатов соответствия. Это требование было установлено телеграммой Федерального агентства воздушного транспорта №311045 УУУКЗЬТЗ от 31.08.04, предписывающей авиаперевозчикам заключать договоры на продажу и бронирование перевозок только с юридическими лицами, имеющими сертификат соответствия на указанный вид деятельности (RATA-news от 22 сентября 2004). Об этой проблеме, в частности, шла речь на Дальневосточном туристическом форуме в Хабаровске 15-16 сентября с.г., и расширенном заседании Комитета по туризму Приморского края, прошедшем 17 сентября во Владивостоке, по этому поводу руководство Российского союза туриндустрии получило запрос Приморского отделения РСТ.

В этой связи генеральный директор Ассоциации агентов воздушного транспорта Юрий Шабунин и президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько подписали совместные официальные письма на имя председателю Комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы РФ Валерию Язеву, председателю Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ Валерию Драганову, министру юстиции РФ Юрию Чайке и руководителю Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму РФ Вячеславу Фетисову.

В этих обращениях говорится, что требование, предписывающее авиаперевозчикам заключать договоры на продажу и бронирование перевозок только с юридическими лицами, имеющими сертификат соответствия на указанный вид деятельности, противоречит нормам российского законодательства.

«Ассоциация агентств воздушного транспорта и Российский союз туриндустрии неоднократно обращались в адрес государственных органов гражданской авиации за разъяснениями принципов построения системы сертификации агентской деятельности и ценообразования услуг по сертификации агентской деятельности, однако на сегодняшний день ясность по этим вопросам отсутствует.

Требование об обязательной сертификации юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих воздушные перевозки и авиационные работы, установлено п. 1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ. Основным документом, регулирующим сертификацию этого вида деятельности, являются «Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к организациям, осуществляющим деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок (ОПП)», утвержденные Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 10.08.99 г. № 28. В соответствии с данным Приказом сертификации подлежали юридические лица, осуществляющие деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок, а не продукция или услуги.

С 01 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184–ФЗ «О техническом регулировании». Согласно ст. 23 данного Закона объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Таким образом, объектом обязательной сертификации может быть только продукция, а не услуги и иные объекты.

Согласно п. 2 ст. 4 Закона, положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся сферы применения данного Закона (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей Закону.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что в соответствии с российским законодательством услуги, работы и юридические лица не подлежат сертификации с 01.07.2003 года, что подтверждается Информационным письмом Госстандарта РФ от 11.07.2003 г. № ВК–110–28/2522 «О сертификации услуг в системе сертификации ГОСТ Р».

Выдвинутые в телеграммах требования не могут быть исполнены в установленные сроки. Пропускная способность единственного аккредитованного Центра сертификации чрезвычайно мала. Расценки на услуги этого центра составляют десятки тысяч рублей. К сожалению, уже не удивляют суммы и в сотни тысяч рублей, выставляемые агентствам за услуги Центра сертификации.

Следует отметить, что деятельность агентств по продаже авиаперевозок регулируется жесткими правилами и требованиями со стороны авиаперевозчиков, включая требования к квалификации персонала, контроль над использованием систем резервирования и правила оформления перевозочной документации. Система сертификации не оказывает реального влияния на качество работы агентства, технологию использования систем резервирования и оформление авиабилетов.

В соответствие с вышеизложенным просим оказать содействие в нормализации сложившейся ситуации».