Запрет детским группам приезжать в Великий Устюг вызывает недоумение
Управление Роспотребнадзора Вологодской области рекомендовало запретить въезд в Великоустюгский район организованных детских групп во время новогодних и рождественских каникул. Такого не было даже в разгар пандемии год назад. Запрет не распространяется на индивидуальных туристов и семей с детьми, которые планируют посетить Великий Устюг в новогодние и рождественские праздники. Для этого им надо предъявить QR-код о вакцинации или перенесенном заболевании, либо трехдневный отрицательный ПЦР-тест.
Великий Устюг остается одним из основных зимних направлений, и новость стала шоком для многих турфирм Вологодской области и других регионов. По их словам, спрос на поездки к Деду Морозу хороший, многое уже раскуплено.
По оценкам экспертов, на организованный поток в Великом Устюге приходится минимум 60%. На этом фоне решение Роспотребнадзора – полная безответственность. «Мы прошлую зиму отработали с большим трудом, бизнес еле держится, и непонятно, зачем губить его в самый пик сезона. Почему нельзя было сделать это раньше? Турфирмы зарезервировали транспорт, забронировали отели, те уже выставляют счета, которые надо оплачивать. Кто нам компенсирует убытки? Мы 20 лет потратили на раскрутку вотчины, чтобы получить такой удар», – говорит директор великоустюжской компании «Отдых на родине Деда Мороза» Татьяна Муромцева.
Очевидно, что Роспотребнадзор страхуется в сложной эпидемиологической ситуации. Но, по словам г-жи Муромцевой, логики в его решении мало: «Почему весь декабрь группам ехать можно, а в каникулы – нельзя? И почему группы не могут, как индивидуальные туристы, предъявить QR-код о вакцинации или ПЦР-тест? Наконец, почему запрет не касается индивидуалов – они менее заразные?».
С коллегой согласна руководитель комиссии РСТ по железнодорожным перевозкам, генеральный директор компании «Проект Ретропоезд» Сусанна Старцева. «Мы занимаемся детским групповым туризмом не только ради прибыли, а потому что понимаем, что он нужен детям, он дает им общение, социализацию. И очень востребован в условиях нынешней изоляции. А после таких решений просто опускаются руки», – сказала она RATA-news.
Угнетает, по словам г-жи Старцевой, что принимается самый жесткий вариант, без попытки поиска других возможностей. «Нужно же отдавать отчет в последствиях, которые может повлечь такое решение, тем более в Великом Устюге, ведь он один на всю страну. К тому же заезды начинаются уже с середины декабря, то есть через две недели», – недоумевает она.
Эксперт не видит оснований для столь резких ограничительных мер. «Роспотребнадзор опасается, что в какие-то дни в кластере будет жить много детей. Но по факту, дети едут в Великий Устюг, в основном, на один день и чаще всего не живут в отелях. К тому же большинство экскурсий – на открытом воздухе. Группы не по 30 человек, а вполовину меньше. Можно было обговорить маршруты в резиденции и развести группы детей, а не рубить под корень», – рассуждает г-жа Старцева.
«Действительно, столпотворение резиденции Деда Мороза точно не грозит. В Великий Устюг последние годы нет массового потока. Количество детских групп еще пять лет назад стало сокращаться из-за разных ограничений для школ, а в пандемию упало еще больше. Поэтому точно можно было обойтись без таких жестких мер», – подтверждает генеральный директор компании «Орфей» Михаил Романов.
Многие операторы, которые не специализируются на детском отдыхе, продают индивидуальные поездки – у них проблем нет. «Бронирования туров в Великий Устюг продолжаются в штатном режиме. У нас нет детских групп», – рассказала RATA-news ведущий менеджер по связям с общественностью «TUI Россия» Татьяна Коршунова.
Гендиректор вологодского туроператора «Пилигрим» Наталия Киселева подтверждает, что детские группы не так активно сейчас ездят, как в прошлые годы. «Но они все равно есть. Если считать от общего количества туристов, то их около 20%. И ситуация катастрофическая. Аннуляции пошли мгновенно, 30% заявок слетели сразу. Устюг продается, начиная с лета, так как здесь гостиничная база небольшая и туристы торопятся занять места. Загрузка средств размещения на Новый год уже около 80%», – рассказала она.
По словам г-жи Киселевой, компания вернет уже полученные от клиентов деньги в полном объеме за исключением фактически понесенных расходов самой фирмы.
«Решение Роспотребнадзора идет на пользу РЖД, так как чартерные поезда туроператоров уже не смогут составить конкуренцию ее регулярным составам. И, соответственно, индивидуальным туристам. А туроператоры, которые проделали огромную большую работу и понесли расходы, в очередной раз оказываются в проигрыше», – подытожила Сусанна Старцева.
Светлана Ставцева, RATA-news