Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Вячеслав Барциц: «У нас сейчас нет проблем с поставкой туристов – есть проблема нехватки мест в сезон»

По статистике Комитета по курортам и туризму Абхазии в прошлом году в пансионатах и домах отдыха республики отдохнули примерно 110-120 тыс. организованных туристов. Около 500 тыс. разместились в частных домах, квартирах и мини-гостиницах. Еще 200 тыс. побывали в стране с однодневной экскурсией. Поток туристов, въезжающих в Абхазию на собственных автомобилях, в прошлом году возрос на 30% - около 100 тыс. машин пересекли границу. И это не только путешественники из разных регионов России, но и жители Украины, Прибалтики. Помимо моря, солнца и песчаных пляжей отдыхающих привлекает возможность везде свободно общаться на русском языке, цены, которые заметно ниже, чем в соседнем Сочи. Многие из тех, кто побывал в республике с однодневной экскурсией, стремятся вновь приехать сюда, но уже на более длительный срок. Велико число возвратных туристов. Этим летом Абхазия вновь ожидает значительного увеличения турпотока. Корреспондент RATA-news, которая побывала в Абхазии по приглашению компании «Роза ветров», беседует с заместителем председателя Комитета по курортам и туризму Республики Абхазия Вячеславом Барцицем (фото).

- Наверное, самый важный вопрос для тех, кто планирует поездку в Абхазию – безопасность…

- У нас было безопасно даже во время конфликта с Грузией в 2008 году. А сейчас безопасность гарантирована. Ведь здесь расположены российские военные базы, флот (фото), граница на замке. Мы сейчас защищены больше, чем республики Кавказа в Российской Федерации. У нас есть проблемы с бытовой безопасностью, например, случается воровство и т.п. Этим занимается МВД. Но вопрос военной безопасности решен.

- В прошлом году были крайне негативные отзывы о работе приграничных пунктов пропуска и таможни. Что-то изменилось?

- Граница – наша главная проблема. Из-за нее мы теряем 20-30% турпотока. Нередки случаи, когда люди не выдерживали долгого ожидания на переходе и уезжали. Но очередь тормозится не с абхазской стороны, а с российской. Это человеческий фактор, задержка создается умышленно. Очередь – это еще и проблема контингента. Ведь богатые люди не станут стоять на таможне по нескольку часов.

- Есть ли альтернатива пешеходному и автомобильному пересечению границы через мост на реке Псоу?

- Мы с нетерпением ждем установления нормального железнодорожного сообщения между Россией и Абхазией. Есть поезд Москва - Сухуми. В летний период он ходит ежедневно. Нужны также поезда из других городов. Однако для организации движения потребуются серьезные вложения в железнодорожное полотно (фото). Возможно, этим займется РЖД. Кроме того мы ждем открытия международного аэропорта в Сухуми. Наш аэропорт технически готов для принятия любых типов воздушных судов. Взлетно-посадочная полоса лучше, чем в Сочи. Но необходимы вложения в реконструкцию аэровокзала и в навигационное оборудование.

- В прошлом году была попытка организовать сообщение между Сочи и Гагрой по морю…

- Это был частный коммерческий проект. Двухчасовой переход Адлер - Гагра на кораблике в прошлом году стоил 800 рублей. Проект оказался невыгодным и закрылся после нескольких рейсов. Кроме того, организация таможенного контроля в портах – тоже не самая простая задача.

- Какую долю в экономике Абхазии занимает туризм?

- Примерно 40% вместе со смежными отраслями, включая транспорт, строительство. Но точно мы не считали.

- Какой бюджет выделяет государство на развитие туристического сектора экономики и продвижение туризма?

- Серьезных денег на туризм не выделяется. Но сейчас по всей стране идет тотальный ремонт дорог. Мы считаем это вложением в туризм. Теперь, с появлением хорошей трассы, путь от Пицунды до Сухуми занимает 40 минут. Один из результатов этого – резкий рост посещений знаменитого обезьяньего питомника в Сухуми. В прошлом году там побывало около 30 тысяч человек, а до этого было не более 1,5 тысяч посетителей в год. Наш пятилетний проект – новая трасса Псоу – Ингури - при содействии России уже реализован наполовину. Вдоль дороги уже появились кафе и заправки. Сейчас мы ставим вопрос о строительстве удобных подъездных путей к экскурсионным объектам, обновлении мостов и дорог в сёлах. Необходима также реконструкция дороги на озеро Рица. Сейчас идет процесс обновления автобусного парка на средства, выделенные Россией.

Что касается продвижения, то у нас сейчас нет проблем с поставкой туристов – есть проблема нехватки мест в сезон. Приходится бороться за качество, вводить лицензирование. В советские времена в Абхазии функционировали 125 крупных туристических объектов. Сейчас работает 70 - восстановленные или построенные заново. Из-за финансового кризиса строительство и реконструкция приостановились. 80% таких объектов принадлежат государству и используются на правах аренды на 15-30 лет. Выкуп каждого объекта проходит через парламент и народное обсуждение.

Сейчас у нас развивается частный сектор, строятся мини-гостиницы. Два-три года назад появилась тенденция строительства автокемпингов. Кроме того, туристы активно поехали в горы, развивается агротуризм. Цены частного сектора разнообразны и начинаются от 150 рублей за место. Самая дорогая зона от Гагры до Пицунды. А дальше – чем восточнее, тем дешевле. Налогообложение частного сектора – примерно 150 рублей с койки в месяц.

- Как обстоят дела с развлечениями для отдыхающих?

- В курортных зонах развлечений и анимации не хватает. Но в Сухуми все в достатке, так как курорт работает круглогодично. Открываются рестораны. Нужен аквапарк и дельфинарий. Но это дорогие объекты. Сейчас самое главное развлечение отдыхающих – экскурсии. Их у нас много, и мы следим за уровнем квалификации экскурсоводов. Чтобы повысить этот уровень, Комитет по курортам и туризму ежегодно проводит курсы для экскурсоводов. Все они ежегодно сдают экзамены. Все маршруты сертифицированы. Гиды на брендовых маршрутах (Рица, Афон) работают с сертифицированными текстами. К работе с туристами допускаются только турфирмы, но не частные лица. Сотрудники Комитета по курортам и туризму знают всех экскурсоводов и инструкторов лично. В Абхазии развивается также дайвинг, рафтинг, парапланеризм, спелеотуризм. На случай непредвиденных ситуаций у нас есть договоренность о сотрудничестве с МЧС Южного федерального округа РФ. МЧС Абхазии создано, но еще не готово к сложной работе, например, в пещерах. Проблему самодеятельных групп, не зарегистрировавших свой маршрут в МЧС, мы решаем с помощью таможни. Таможенники сообщают нам, когда едут люди со спецоборудованием, а мы принимаем меры.

- Каким был ежегодный турпоток в Абхазию до 1992 года?

- В советские времена к нам приезжали более 1 млн. туристов, причем ехали круглый год. И это не считая однодневных экскурсионных групп. Советского турпотока не достиг еще ни один регион России и СНГ. (Ольга Чижкова, RATA-news)