Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам

Анатолий Гаркушин: «Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»

06:28, 3 августа 2020

Туроператор «Пантеон» на рынке уже 28 лет. В «мирное время» основные направления компании – Греция, Мальдивы, Шри Ланка, Сейшелы, Маврикий, ОАЭ, Турция, Италия. В нынешних непростых условиях туроператор находит новые векторы развития. Недавно компания вступила в РСТ. О том, как она преодолевает кризис и чего ждет от членства в союзе, рассказывает генеральный директор Анатолий Гаркушин.


- Сегодня у всех разное соотношение пессимизма и оптимизма по поводу ситуации в отрасли. Вы человек с многолетним опытом преодоления кризисов. Как оцениваете происходящее?

- Мы на рынке с 1992 года, повидали всякое. Опыт прохождения кризисов действительно большой и главное здесь – быстро реагировать на происходящее. Но сегодня ситуация беспрецедентная, сложнее всего – неопределенность. Непонятно, когда полностью откроют границы, будет ли вторая волна пандемии, которой нас пугают. Печально и то, что большинство туристов в принципе отложили поездки до лучших времен, которые неизвестно, когда наступят. Тем не менее мы продолжаем сохранять оптимизм, открывать новые направления и работать.

- Какие антикризисные меры вы приняли, чтобы пережить сложное время?

- Как и все, мы оптимизировали расходы, в первую очередь, на маркетинговые активности. Сотрудников, чьё ежедневное присутствие в офисе не требуется, перевели на удаленку, зарплаты пришлось временно сократить в соответствии с загрузкой. При этом продолжаем развивать IT-инфраструктуру, чтобы выйти из кризиса с конкурентным и соответствующим требованиям времени продуктом. Вместе с компанией «Мегатек» развиваем новую версию программы «Мастер-тур», которая позволяет работать с динамическим пакетированием. Если раньше в такое пакетирование добавлялась только авиаперевозка на регулярных рейсах, то сегодня можно задействовать услуги внешних поставщиков – Expedia, Hotelspro и других. Таким образом, помимо имеющихся гостиниц, с которыми у нас прямые контракты, в систему добавлены отели из GDS-систем бронирования, и они, надо сказать, кое-где даже выигрывают по ценам. Все это позволило начать продуктивно работать с российскими направлениями.

- Вы и прежде рассматривали их как перспективные или к этому вас подтолкнули обстоятельства?

- Планы заняться турами по России у нас были, как и попытки начать работу по Сочи и Крыму, с партнерами вели переговоры еще до карантина. Но вплотную заняться направлением смогли нынешним летом, это было неизбежно. Сейчас у нас есть бронирования по Сочи, на стадии добавления в онлайн – Геленджик, Крым и Анапа. Предложения формируем с регулярными рейсами, все цены на нашем сайте уже есть, и агентства, зная «Пантеон» как надежного туроператора, доверяют нам своих туристов. Это радует. Как откроют границы, будем добавлять к своему контрактному ассортименту отели из GDS в тех странах, которые снова станут доступны для посещения.

- Какие особенности работы с российским рынком вы бы отметили?

- Есть ряд сложностей. Спрос на российские курортные направления велик, как никогда, из-за отсутствия альтернативы. Многие отели уже забронированы полностью на весь сезон. Но надо признать, что мы поздно начали – до последнего верили, что границы все же откроют. В итоге по России успели заквотировать немного, так что спасибо, опять же, что есть GDS-отели. В следующем году будем набирать российские отели уже в большем объеме.

Трудностей добавляют и особенности менталитета: работа идет не так оперативно, как мы привыкли. С другой стороны, мы не ставили целью отработать лето и этим ограничиться. Хотелось бы, чтобы продажи шли и в средний, и в низкий сезон.

- А как сейчас обстоят дела с турами, которые так и не состоялись?

- Часть нам зачли партнёры как депозиты на будущее, зафиксировав цены в евро. Туристам были предложены все возможные альтернативы с переносом дат/отелей и т.д. – всё это происходит в рабочем режиме, менеджеры всегда на связи. Многие туристы согласились на перенос, кто-то ждет возврата денег в определенный постановлением правительства срок – до 31.12.2021.

Также у нас были групповые бронирования в «Аэрофлоте» по предоплате. И мы до сих пор не получили разъяснений, что с ними делать. Похожая ситуация и с S7: полностью предоплаченная группа – перевозчик не предложил никаких вариантов решения и фактически занимается отписками. Посмотрим, как будут развиваться события. Решать вопрос в суде, думаю, никому бы не хотелось.

- Сегодня сложно делать прогнозы, однако наверняка у вас есть какие-то сценарии по дальнейшим действиям.

- Мы в любом случае собираемся и дальше расширять свой ассортимент по России и развивать инкаминг. Будем предлагать иностранным гостям Москву, Питер, Калининград и другие российские города.

- В 2012 году в интервью RATA-news вы говорили , что нишевый туроператор находится в выигрышной позиции по сравнению с массовыми. Сегодня не изменили свое мнение?

- Нет, нынешний кризис лишь утвердил меня в этой мысли. Мы более гибкие, можем быстро вносить изменения и оперативно решать все задачи с турагентами и клиентами. Также у небольшого оператора нет огромных обязательств: ни большого штата, ни дорогой аренды, ни невообразимых платежей за лизинг авиаперевозки, ни суровых кредитов для оборота. Нишевик более мобилен именно потому, что несет гораздо меньшие риски.

- Чего вы ожидаете от вступления в РСТ?

- Пока ни одно объединение в нашей сфере не предоставляет юридическую поддержку за рубежом. А сейчас у многих туроператоров возникнут проблемами с иностранными партнерами. Было бы прекрасно, если бы РСТ создал отдел, который мог бы оказать соответствующую помощь, хотя бы в виде консультаций. В остальном же в союзе все уже работает очень хорошо, на мой взгляд.

Когда-то, еще в 90-е, мы уже входили в РСТ. Но в какой-то момент не стали продлевать членство – было впечатление, что съезды организации проходят в каком-то партийно-советском формате. Сейчас же мы видим, что новая команда РСТ предпринимает шаги по поддержке турбизнеса. Есть реальная защита наших интересов. Поэтому решили, что наше место в союзе. Как я понимаю, все меры поддержки турбизнеса правительство принимает во многом с подачи РСТ.

Татьяна Крикун, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно