Наталья Финеган: «Кадровая служба – это не сервисное подразделение гостиницы, а полноценный бизнес-партнер»
Проблема кадров – вечная головная боль гостиничного бизнеса. О тенденциях этого сегмента рассказывает глава департамента «Рекрутмент для индустрии гостеприимства и сервиса» кадрового агентства «Контакт» Наталья Финеган.
- Наталья, изменился ли за последние годы уровень гостиничных кадров? Стали ли мы ближе к Европе?
- Конечно. Опытных специалистов стало явно больше, многих иностранцев на топовых позициях уже заменили россияне. Сейчас движения в подборе кадров стало меньше, большинство ценных специалистов так или иначе трудоустроены, вакансии появляются либо за счет повышений «по службе», либо на новых объектах.
- Допустим, появляется вакансия топ-менеджера. Хватает ли возможностей обычного рекрутмента или приходится человека переманивать?
- По-разному. Но могу сказать с уверенностью: в каждой индустрии, какая бы большая она ни была, практически все друг друга знают. Всегда есть несколько ключевых компаний, которые давно на рынке, известны своими технологиями и обучением кадров. В отельном бизнесе это западные гостиничные сети. Их специалисты нарасхват, да и работать в этих отелях престижно.
Так что, если речь о средних менеджерских позициях и вакансий немного, то в большинстве случаев отели «закрывают» их сами, например, по рекомендациям. Но случаются и сложные кейсы, когда отельеры обращаются за помощью к специалистам.
Например, все кандидаты отсмотрены, но либо не подошли, либо с ними не договорились по условиям. Досконально знать весь рынок для отеля не реально, тем более что и в регионах встречаются специалисты с хорошим опытом. Поэтому разыскать и предложить работу человеку из компании-конкурента, не обязательно московской, проще нам, рекрутерам.
Показательный случай из нашей практики – переход генерального менеджера сетевого московского отеля на сто номеров в гостиницу с почти двумя тысячами комнат и обширными арендными площадями. Причем этот кандидат – дама, которая отлично справляется с огромным хозяйством. Думаю, у нее отличные перспективы в гостиничной индустрии.
Более того, наши соотечественники востребованы и международными брендами. В гостиничном бизнесе переезд в связи с предложением о работе – норма. Например, с нашей помощью кандидат-россиянин получил должность генерального менеджера в одной из гостиниц Intercontinental Hotel Group в Казахстане.
Случается, что гостиничный проект затевает компания, которая прежде в этой сфере не работала. Такие нередко обращаются не только за персоналом, но и за консультациями по нюансам ведения бизнеса.
- А менеджеры высшего звена присылают резюме в кадровые агентства? Или считают это ниже своего достоинства?
- Здесь важен личный контакт: если менеджер понимает, что рекрутер может работать с интересующими его потенциальными работодателями и грамотно его представит, то кандидат обязательно даст знать, что готов рассматривать предложения. На рынке не так много кадровых агентств, которые целенаправленно занимаются гостиничным сегментом. Нашей компании почти 30 лет, и уже много лет мы работаем, в том числе и с индустрией гостеприимства. Наш конек – пресловутый хантинг, поиск нужного работника под задачу. Мы поддерживаем связь со специалистами годами, даже когда те не ищут работу.
- Как изменился портрет менеджера уровня up-middle и top за последние год-два?
- Изменения радуют. Добавился опыт работы в западных сетях, знание международных стандартов, уровень английского, часто знание еще хотя бы одного языка. Кстати, иностранцы часто сетуют, что русские гостеприимны и щедры, но эти качества за хмурыми лицами не сразу разглядишь. Обучение в западных вузах и тренинги в международных сетях этот недостаток нивелирует. Стало больше открытых взглядов, улыбок. И стала заметна гостиничная выправка, которой раньше очень не хватало. Я имею в виду определенную манеру общения – грамотную речь, ту самую открытость и доброжелательность, готовность помочь гостю. Для отечественной индустрии гостеприимства это, так скажем, не всегда было характерно. А теперь, кстати, именно по причине такой «выправки» отельеров нередко переманивают компании из других сфер.
- А чего, по вашему мнению, не хватает кадровикам столичных отелей?
- Нередко – дополнительного базового бизнес-образования именно по гостиничному профилю. А вообще коллеги молодцы, часто «многостаночники»: на них и кадровое делопроизводство, и тренинги, и подбор, и внутренние коммуникации и т.д. Они, может, и рады бы повышать квалификацию, следить за трендами в индустрии, но времени катастрофически не хватает.
По большому счету, это претензия не к кадровикам, а к руководству гостиниц. Необходимо понимать, что HR – не сервисное подразделение, а полноценный бизнес-партнер. Он способен обеспечить успех гостинице грамотным подбором и развитием кадров, если в него инвестировать и временем, и средствами.
Кристина Голубева, специально для RATA-news
РОССИЯ
Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»Мария Свиридова
«Роза ветров НН», генеральный директор
«Нижний Новгород – карман России и начало ее духовности»