Министр туризма Омана: «Ждем в этом году 15 тысяч российских туристов»
Современная история Султаната Оман началась 23 июля 1970 года, когда султан Саид бен Таймур был вынужден отречься от власти в пользу своего сына, 29-летнего Кабуса. Молодому самодержцу в наследство досталась бедная и раздираемая противоречиями страна, в которой было всего три государственные школы (только для мальчиков) и лишь одна больница на 12 коек.
Новый султан решил модернизировать страну. Нефтяные сверхдоходы, вскоре обрушившиеся на страны Персидского залива, и Оман в частности, пришлись очень кстати и позволили с успехом осуществить задуманное: спустя 40 лет после прихода к власти султана Кабуса в стране работало больше тысячи бесплатных школ для мальчиков и девочек, в которых училось больше полумиллиона детей плюс появилось 350 частных школ, где училось еще 100 тыс. детей. А 10 км дорог с твердым покрытием, существовавших в султанате в 1970 года, превратились в 126 000 км.
Одним из приоритетов султана стал туризм – Оман, расположенный на берегу Индийского океана, может похвастаться гораздо более разнообразным ландшафтом, мягким климатом и историческим прошлым, чем другие арабские страны Персидского залива. С конца 80-х годов XX века здесь стали открываться отели международных сетей, а бурное развитие внутреннего и международного туризма началось уже в XXI веке.
В 2003 году в Омане появилось отдельное министерство туризма. В 2018 году образован холдинг Oman Aviation Group, объединивший авиакомпанию Oman Air, новый международный аэропорт Маската, открывшийся в том же 2018 году, и международный аэропорт курорта Салала. Одновременно Оман радикально упростил визовый режим для граждан многих государств, в том числе для России. О дальнейших планах по развитию туризма «Ведомостям» рассказал министр туризма султаната Ахмед аль-Махризи.
– В августе 2017 году Оман отменил визовый режим для граждан 80 стран. Решение принимал сам султан. Насколько сложно было объяснить правительству и убедить его величество, что Оману нужно упростить визовый процесс?
– Когда в 2003 году султан распорядился создать министерство туризма в стране, это уже означало открытие границ. Но мы не сделали этого сразу, потому что сначала хотели убедиться в эффективности нашей новой системы выдачи электронных виз и безопасности. Например, для дипломатических работников из России у нас безвизовый режим, но такие условия у нас далеко не со всеми странами. Сейчас мы ведем переговоры с Европейским союзом насчет отмены визового режима с обеих сторон. В России мы тоже планируем выйти на такой уровень, но пока для оманцев въезд в Россию требует значительных усилий.
– То есть граждане Омана не могут приехать в Россию без визы?
– Не могут. Но мы понимаем Россию: страна беспокоится о своей безопасности и мы уважаем такое решение.
– В первой половине 2019 г. количество туристов из России в Омане увеличилось почти в четыре раза – до 9651. Сколько планируете принять до конца года?
– Успех в этом году случился благодаря упрощению визовой процедуры – теперь визу можно получить по прилете, и появлению прямых рейсов в Оман. Наша целевая аудитория – люди среднего и высокого достатка, которым не хочется терять драгоценное время на пересадки. До конца года ожидаем 15 тысяч туристов из вашей страны.
– Какие вы ставите себе цели по числу туристов из России на среднесрочную перспективу?
– Сейчас в Оман можно долететь только из Москвы, и для нас важно расширять направления и задействовать другие большие российские города. Россия – крупное государство, и мы выделяем его как наиболее перспективное для развития туризма. Из Москвы мы уезжаем для проведения переговоров в Петербург и надеемся прийти к договоренности по открытию представительства там. Собственно говоря, наш офис в Москве – это тоже шаг навстречу более высокому уровню сервиса в области туризма Омана.
– Согласно туристической стратегии Омана, к 2040 году султанат собирается довести число туристов с нынешних 3 млн до 11 млн. Как именно Оман собирается достичь этой цели?
– Во-первых, хотел бы отметить, что для нас важнее всего качество, количество приезжих все же второстепенно. Нам важно, чтобы у туристов было желание остаться на длительный срок, а не на несколько дней. Тем не менее мы надеемся, что прирост туристов в Оман будет составлять 10% в год, не меньше. Также не стоит забывать, что внутренний туризм в Омане составляет 5 млн человек, которые тоже входят в заветную цифру 11 млн.
– Каков бюджет на маркетинг страны как туристического направления и увеличивается ли он по мере того, как вы открываете новые офисы в разных странах?
– Наш маркетинговый бюджет – 6 млн оманских риалов ($15,6 млн). Размер бюджета зависит от того, какие цели перед нами стоят. Например, с 2013 по 2015 годы шло активное расширение туристических представительств, и мы тратили больше, а потом средств уходило ровно столько же, сколько и было запланировано в бюджете. Дай бог, мы потратим больше 6 млн риалов на привлечение туристов в следующем году.
– Отели какого уровня преобладают в Омане?
– Мы концентрируемся на 3-, 4- и 5-звездочных отелях. Мы рассчитываем на туристов среднего и высокого класса, поэтому развиваем этот сектор. Но это не значит, что у нас нет более экономичных вариантов. Ежегодно количество гостиничных номеров увеличивается на 3тыс. Рассчитываем, что эти темпы сохранятся в течение ближайших 8 лет.
– Самый масштабный проект в туристической инфраструктуре Омана – развитие курортного кластера в городе Салала. Общие инвестиции в него оцениваются в $5 млрд. Как идет процесс создания кластера?
– Раньше Салала была не очень популярным направлением. Туда приезжали в основном туристы из соседних стран Персидского залива на сезон дождей, то есть летом. Гости из Европы и России предпочитали соседние города провинции Дофар, а именно прибрежный город Така с восхитительной природой, куда легко можно добраться чартерными рейсами. Показательно, что путешественники из скандинавских стран и Италии также предпочитали это направление. Теперь инфраструктура каждого туристического региона будет развиваться, в одной только Салале появится 25 набережных.
Несколько слов о провинции Эд-Дахилия. Там находится самая высокая точка гор Аль-Хаджар (более 3 тыс. м), а также древние крепости, достопримечательности и традиционные рынки. Здесь нет морского побережья, так что это направление больше подойдет для любителей исторических памятников и музеев. На северном побережье Омана расположена провинция Мусандам – настоящий рай для дайверов с потрясающим подводным ландшафтом.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»