Годовой турпоток из России сократился впервые за последние 7 лет
Экономический кризис лишил возможности отдохнуть за рубежом 1 млн. 758,5 тыс. россиян, которые могли позволить себе это в 2008-м. По данным Росстата, в прошлом году выездной турпоток из России снизился на 15,5%.
В кризис 1998 года этот показатель был чуть больше – 19,6%. В 1999 снижение выезда продолжилось – на 15,7%. Юбилейный 2000-й компенсировал все потери, продемонстрировав невероятный всплеск турпотока – почти на 60%. После этого небольшое сокращение в 2001 – на 6,5% – воспринимается как закономерность. А дальше, с 2002 года, число поездок на отдых из России за границу только росло. То есть, турпоток понес столь серьезные потери впервые за последние 7 лет.
Лишь треть из 30 самых популярных направлений в 2009 году показали положительную динамику. Лидирует в этой десятке Израиль (+36,5%), который активно «растет» с первого полугодия 2008 года, о чем мы неоднократно говорили.
На втором месте – неожиданно – Доминиканская Республика (+29%). Впрочем, страна заметно выделялась на общем рыночном фоне 2009 года. Гибкая позиция отелей и чартерная перевозка позволила Доминикане сравняться в цене с дорогими вариантами европейских туров. В результате зимой туристы предпочли близким экскурсионным поездкам длинный перелет, но к теплу и отличному all inclusive. Кстати, обратите внимание на динамику этого направления: 2006 год – рост 32%, 2007 – 89,4%, 2008 – 143%. Так что, если бы не снижение спроса из-за землетрясения на Гаити, результат 2009 года мог бы быть еще выше.
Третий лидер – США (+28,6%). В течение года низкий курс доллара к евро, спецпредложения гостиниц и авиакомпаний также приблизили стоимость туров в США к европейским. Параллельно американское консульство отрегулировало процедуру получения визы, которая сейчас оформляется без каких-либо проблем. Как ни странно, на повышение спроса сработало закрытие игорных заведений в России – наши соотечественники стали больше интересоваться поездками в азартный Лас-Вегас.
Стабильная Швейцария (+28,2%), несмотря на кризис, весь прошедший год туристов не теряла, а только привлекала. Все объяснимо: серьезный бюджет на продвижение в России, активная кампания по летнему отдыху, борьба со стереотипом дорогущей страны, швейцарское качество сервиса – и вот вам 95% повторных туристов.
Черногория (+27,8%) показала язык Хорватии (-36,8%). Хорватские курорты поплатились за упрямство, не пожелав снизить стоимость проживания в отелях в тяжелые кризисные месяцы.
Египет (+13%) продолжает соперничество с Турцией (-11%) и явно выигрывает. Ситуация аналогичная хорватской: турецкие отели тоже долго ждали, что туристы приедут, несмотря ни на что, и цены не снижали. А когда к концу лета спохватились – сезон уже был на исходе. Кстати, судя по абсолютным цифрам, Египет наступает Турции на пятки. В 2008 году Египет принял наших туристов на 781,6 тыс. меньше, чем Турция, а по итогам 2009 – на 351,3 тыс.
Среди стран, потерявших часть российского турпотока, на первом месте Китай (-51,5). Страна в рейтинге выезда переместилась на третье место, уступив второе Египту. Напомним, что дело здесь не только в кризисе. Основная причина – ужесточение таможенных правил при ввозе товара в Россию, из-за которых на Дальнем Востоке сократились дешевые поездки в Китай за товарами.
Отметим позицию Болгарии, занимающей последнюю строчку в списке стран, показавших отрицательную динамику. Продажи на этом направлении весь год шли трудно, и с цифрами все могло бы быть гораздо хуже, если бы не дружное сопротивление кризисным обстоятельствам со стороны государства и турбизнеса обеих стран. Болгария взяла на себя оплату услуг визовых центров в России, ввела бесплатные визы детям до 12 лет. Российские туроператоры дарили туристам визы, экскурсии, услуги спа, а курортные отели, помимо спецпредложений, добавляли ваучеры на €35, которые можно было использовать в гостиничных барах, спа-центрах или казино. В результате страна потеряла всего ничего – 0,05% российского турпотока. (Ирина Тюрина, RATA-news)
Таблица «Выезд российских граждан за границу с целью туризма в 2009 г.»
Страна |
% 08/09 |
2009 |
2008 |
2007 |
2006 |
2005 |
Турция |
-11 |
1966,7 |
2212,8 |
1923,4 |
1475,6 |
1562,6 |
Египет |
+13 |
1615,4 |
1426,7 |
1255,4 |
902,8 |
695,7 |
Китай |
-51,5 |
999,2 |
2059,3 |
1651,7 |
1307 |
1151,6 |
Финляндия |
-16,6 |
556,3 |
666,9 |
657,1 |
562,6 |
391,3 |
Германия |
+20 |
363,3 |
330,3 |
231,3 |
225,7 |
231,1 |
Италия |
-15,6 |
336,1 |
398,1 |
334,1 |
245,8 |
205,6 |
Испания |
-19 |
296,3 |
365,4 |
318,6 |
246,1 |
218,7 |
Греция |
-19 |
282,3 |
349,2 |
244 |
198,8 |
146,3 |
Таиланд |
-10 |
233,1 |
258,8 |
232,2 |
144,8 |
70,9 |
Украина |
-29 |
219,5 |
309,8 |
249,1 |
511,7 |
292,2 |
ОАЭ |
-6 |
214,3 |
228,1 |
207,2 |
173,9 |
166,7 |
Чехия |
-5,8 |
213,9 |
227 |
178 |
136,2 |
124,9 |
Болгария |
-0,05 |
207,4 |
207,5 |
173,1 |
148,3 |
121,2 |
Франция |
-12,7 |
200,1 |
229,2 |
170,7 |
138,6 |
174 |
Кипр |
-10 |
155,1 |
172,4 |
150,5 |
113,1 |
108,1 |
Израиль |
+36,5 |
134,7 |
98,7 |
45,3 |
23,7 |
27,7 |
Тунис |
-17,3 |
123,2 |
149,0 |
129,7 |
93 |
90,5 |
Черногория |
+28 |
108,1 |
84,6 |
66,5 |
65,8 |
33,1 |
Швейцария |
+28 |
106,4 |
83 |
57,6 |
44,4 |
41,3 |
Австрия |
-5,4 |
96,6 |
102,1 |
767 |
53,4 |
50,5 |
Великобритания |
+10,4 |
96,4 |
87,3 |
79,2 |
60,7 |
72,3 |
Хорватия |
-36,8 |
75,4 |
119,3 |
116,4 |
73,6 |
58,1 |
США |
+28,6 |
72,4 |
56,3 |
32,8 |
25,2 |
21,1 |
Индия |
-0,5 |
64,1 |
64,4 |
53,3 |
39,6 |
35,2 |
Южная Корея |
+18,8 |
58,7 |
49,4 |
32,6 |
28,9 |
29,5 |
Нидерланды |
-15 |
56,0 |
48,6 |
33 |
24 |
26,5 |
Латвия |
+5 |
48,7 |
46,3 |
32 |
32,9 |
40,1 |
Литва |
-43 |
44,2 |
77,8 |
63,8 |
44,6 |
44,1 |
Доминикана |
+29 |
39,2 |
30,4 |
12,5 |
6,6 |
5,0 |
Польша |
-17 |
38,0 |
45,7 |
109,0 |
169,2 |
200,5 |
Всего выехало с целью туризма |
-15,5 |
9555,2 |
11313,7 |
9369 |
7752,8 |
6784,7 |
РОССИЯ
Ольга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»