Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Механического перетекания туристов с выездного рынка на внутренний не произойдет

Новые возможности для развития принесет финансовый кризис внутреннему туризму в России. Удастся ли реализовать их в полной мере, зависит и оттого, насколько оперативно отреагирует турбизнес на изменения конъюнктуры рынка и обратит ли государство внимание на проблемы туризма. К таким выводам пришли участники круглого стола, прошедшего вчера в Центральном доме журналиста и посвященного влиянию кризиса на российский турбизнес.

Разговор за круглым столом начал заведующий кафедрой рекреационного туризма и географии Виктор Кружалин, подчеркнувший значимость научного подхода к развитию туризма. Продолжил тему президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, по мнению которого в условиях кризиса руководители туристических компаний уже не смогут в своей работе обходиться без научных рекомендаций и знания экономических реалий. «Одно дело – работа на растущем рынке, когда ты смело воюешь с конкурентами, зная, что завтра сможешь покрыть долги за счет увеличения клиентской базы. И другое – работа в условиях сокращения платежеспособного спроса». «Кризис толкнет руководителей турфирм в наши объятия», - добавил Виктор Кружалин.

Эмоциональным было выступление генерального директора компании «Дейт» Игоря Кузьмина о плачевном состоянии въездного туризма. По его мнению, кризис выявил несовершенство государственного управления и законодательства особенно в этой сфере. Очень мало выделяется денег на рекламу России за рубежом. Поставщики услуг (отели, перевозчики), которые уже много лет диктуют операторам цены, неоправданно их завышают даже в нынешних сложных условиях. Очевидно, что государство не может заставить снизить цены частные гостиницы, но, как считает г-н Кузьмин, его задача - повлиять хотя бы на тех поставщиков услуг, которые от него зависят. Иначе в нынешних условиях въезд в Россию из Европы может просто умереть. В октябре, уже в разгар падения финансовых рынков, Оружейная палата, один из самых популярных музеев Москвы, поднял стоимость входных билетов в два раза – с 350 до 700 рублей. Уже несколько лет льгота по НДС не действует для операторов, а вот музеи от уплаты этого налога освобождены. Недоволен Игорь Кузьмин и введенным 1 февраля упрощением процедуры выдачи референс-номеров. По его мнению, то, что теперь любая фирма без опыта работы в приеме сможет оформлять приглашения иностранцам, приведет к негативным последствиям.

Генеральный директор компании «Анкор» Ольга Санаева напомнила о проблемах, возникших в детском туризме после появления «Методических рекомендаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом» Роспотребнадзора. В документе речь идет, в частности, о том, что детские группы не могут перемещаться в темное время суток, а также при неблагоприятных погодных условиях – имеются в виду дождь и снег. По словам г-жи Санаевой, после появления этих «рекомендаций» детский туризм стал «абсолютно безопасен, так как его теперь просто нет». В ходе обсуждения проблемы Юрий Барзыкин заявил, что сейчас идет работа по смягчению правил перевозки детей, но указания Роспотребнадзора имеет под собой основания: российский автобусный парк невероятно изношен и действительно представляет опасность для детей.

Говоря о том, сможет ли внутренний туризм использовать шанс, который предоставляет ему ослабление рубля, Сергей Шпилько подчеркнул, что это удастся только в том случае, если российский рынок быстро отреагирует на изменение конъюнктуры. «Россиянин сидит и считает, куда ему выгоднее поехать. А зарубежные рынки явно более активно стараются привлечь наших туристов». По мнению президента РСТ, многое зависит от усилий государства. Например, оттого, будут ли проиндексированы средства, выделяемые на санаторно-курортное лечение, будет ли упрощена процедура получения физическими лицами налогового вычета на санаторно-курортное лечение, будет ли санаторно-курортное лечение финансироваться по линии ДМС. Юрий Барзыкин добавил, что оживление на рынке внутреннего туризма уже наблюдается. Так, на январской выставке в Сочи число покупателей выросло на 10%. Но в любом случае механического перераспределения потоков с выездного рынка на внутренний не произойдет. В Нижнем Новгороде и Петербурге проводились опросы, которые показали, что 30% их жителей вообще никуда не выезжают во время отпуска. Как считает г-н Барзыкин, этих людей нужно вовлекать в потребление внутреннего турпродукта. (Юлия Батырь, RATA-news)