Винный туризм – новый формат путешествий по югу России
«Эногастрономический туризм необходимо рассматривать как один из наиболее эффективных способов продвижения Крыма, увеличения турпотока в регион круглый год, а не только летом», – подчеркнул министр курортов и туризма республики Крым Вадим Волченко на открытии сессии рабочей группы РСТ по винному туризму, прошедшей в рамках выставки «Интурмаркет».
В Крыму зарегистрировано 50 винодельческих хозяйств, порядка 35 из них входят в проект «Винная дорога Крыма» – кольцевой эногастрономический маршрут, созданный по заказу министерства курортов и туризма республики. В 2020 году дегустационные залы винодельческих предприятий полуострова приняли около 500 тысяч человек.
В прошлом году Крым принял 6,3 млн туристов, в этом рассчитывают принять 9 млн, продолжил г-н Волченко. И все больше гостей приезжает, чтобы пройти крымскими винными маршрутами. «Флагманский «Винная дорога Крыма» стал отправной точкой развития эногастрономического туризма на полуострове. Он объединил винные и фермерские хозяйства, гостиницы, рестораны и кафе, пасеки, сыроварни, устрично-мидийные фермы. Помимо этого, несколько крымских винных предприятий вошли в эногастрономический маршрут проекта "Винные дороги Боспорского царства"», – пояснил он.
Как добавила глава рабочей группы РСТ по винному туризму и руководитель продюсерского центра «Новое русское вино» Елена Порман, «Винная дорога Крыма» станет прообразом маршрута «Винные дороги России», РСТ уже прорабатывает этот вопрос. Также планы рабочей группы включают обучающие программы, международное сотрудничество, вовлечение виноделен в составление туров. К сотрудничеству привлечен департамент развития сельских территорий Минсельхоза, чтобы винодельни получали информационную и грантовую поддержку. В ближайших планах – заняться переводом на русский язык огромной библиотеки научных материалов для виноделов.
По мнению г-жи Порман, винные маршруты привлекает искушенного, требовательного клиента, который уже разбирается в винах и готов открывать для себя новые форматы путешествий по России. «Вино само по себе – продукт праздничный, фестивальный, с вином можно проводить множество красивых, достойных, впечатляющих мероприятий и выстраивать на этом событийный туризм», – подчеркнула эксперт.
Она представила межрегиональный маршрут «Винные дороги Боспорского царства», объединяющий четыре региона: Краснодарский край, Ростов-на-Дону, Крым и Севастополь. Проект, помимо виноделия и гастрономических традиций, включает культурно-историческое наследие античных греков. На этой территории находятся музеи-заповедники федерального значения «Фанагория» и «Херсонес». «Важно подчеркивать связь времен, виноделие – часть огромной культурной и экономической жизни в этих местах уже 2,5 тысячи лет, – заметила Елена Порман. – Сейчас в проект входят 11 городов, скоро присоединится Таганрог. Всего участвуют 39 виноделен, создается каталог их услуг. Работаем и с отелями городов, откуда можно формировать винные туры, делать однодневные экскурсионные выезды для тех, кто отдыхает на море». Г-жа Порман сообщила, что к лету в серии «Полиглот» выйдет первый путеводитель «Винные дороги Боспорского царства».
В этом году пройдет первый Фестиваль античной кухни, рецепты находят в произведениях древнегреческих авторов. Около 60 древних рецептов уже изучаются ресторанами, их реконструируют и сделают к лету меню античных блюд. «Туроператоры тоже заинтересовались этой темой, например, «TUI Россия» собирается развивать винный туризм. А флагманом таких туров в Краснодарском крае и Крыму можно назвать компанию "Ривьера"».
Как продолжила генеральный директор сочинского туроператора «Ривьера» Бэлла Тарасова, винный туризм послужил драйвером развития экскурсионного туризма на юге России, в этот сектор идут огромные инвестиции, строят новые винодельни, реконструируют старые. Многие из них – шедевры архитектуры, например, Гай-Кодзор, Левкадия, Шато-Пино, Голубицкая, Alma Valley. «Современные тренды говорят о том, что люди едут за впечатлениями, появилась мода на локальные продукты. Это укладывается в европейскую традицию винного туризма – знакомство с историей и производством вина, дегустация на винодельне и погружение в традиции местной эногастрономии», – сказала она.
В течение двух лет оператор проводил тестовые винные туры – обкатывал программу, выясняли предпочтения туристов. К примеру, выяснилось, что людям обязательно надо давать время на фотосессии. Необходимо также учитывать особенности договорных отношений с винодельнями, их пропускную способность, сезонность – сбор урожая в сентябре-октябре совпадает с пиковым туристическим сезоном.
Вице-президент ОСИГ Алексей Волков рассказал о путях развития винного туризма, сопряженных с туриндустрией. «К винному туризму приковано особое внимание, в мае в Ялте открывают винный парк «Мрия» – самый большой и красивый в мире», – заметил он.
Люди готовы покупать такие туры даже по довольно высоким ценам – едут вкусно поесть, вместе с виноделом погулять по винограднику, попробовать и купить вина. «И здесь важна синергия всех участников индустрии гостеприимств – отелей, ресторанов, чтобы на стол выставлялись автохтонные сорта вин. Это стимулирует и спрос на местные фермерские продукты», – уточнил он.
По вопросам профстандартов и программ подготовки по квалификации «Винный гид» на сессии выступила директор департамента образовательных технологий Федерации рестораторов и отельеров России Светлана Преутеско. Операционный директор Simple Wine Travel Наталья Жесткова рассказала о винных турах компании, а представитель Минтуризма Севастополя Юлия Качан презентовала винодельческие предприятия, входящие в проект «Винные дороги Севастополя».
Наталья Панферова, RATA-news