Travelport с 18 января

Росавиация предлагает перенести на ночное время все чартерные рейсы из Москвы

Вчера руководитель Росавиации Александр Нерадько порекомендовал авиакомпаниям перенести на ночное время – с 22.00 до 6.00 – вылеты чартерных рейсов из Москвы. По его мнению, это поможет разгрузить аэропорты и сократить время досмотра пассажиров. Г-н Нерадько пояснил, что в этом году значительно выросли перевозки пассажиров – на 13-15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Только 29 апреля с.г., в преддверии майских праздников, московские аэропорты перевезли более 102 тысяч пассажиров, это рекордный показатель.

Как отнеслись к этим рекомендациям участники рынка?

Президент компании «Южный крест» Андрей Кузнецов считает, что Росавиация пытается контролировать процесс, который успешно регулируется и без нее: «Если бы у авиакомпаний не было возможности предлагать дневной вылет, они предлагали бы только ночные. Но перевозчики предлагают нам выбирать время вылета, слоты им дают аэропорты, значит, ни о какой перегрузке речь не идет. Естественно, мы стараемся брать наиболее удобное для клиентов время – семье с маленькими детьми ночной перелет в радость не будет».

Переход на ночные полеты, по мнению г-на Кузнецова, ударит, прежде всего, по клиентам. В этом с ним солидарен Сергей Смирнов, директор по транспорту TT-VKO: «Check-in в отелях начинается с 12.00, о кое-где и с 14.00, и лишь немногие гостиницы готовы предоставить раннее заселение. Если турист не захочет ждать, ему придется доплачивать еще за сутки, что увеличит общую стоимость пакета. В Европе, насколько я знаю, ночные чартерные рейсы всегда существенно дешевле дневных, тем более регулярных. Будь так в России, многие туристы охотно бы летели ночью. Но при сопоставимой стоимости пассажиры, скорее, пересядут на регулярку».

Впрочем, в небольшом объеме выполнять рекомендации Росавиации без ущерба для клиентов, по мнению Анны Подгорной, реально: «У нас и сейчас определенная доля перелетов осуществляется ночью. Например, многие любят ранние вылеты в 4-6 часов утра в Египет, Турцию и Европу – тогда туристы попадают на курорт утром и не теряют ни часа отдыха. Удобны ночные рейсы и для дальних перелетов, например, в Юго-Восточную Азию».

Тем не менее, рейс, улетевший в Турцию и Египет ночью, возвращаться в Москву будет уже днем – не простаивать же самолету в ожидании следующей ночи. Кроме того, в организации перевозки участвует и аэропорт прилета, который тоже часто имеет ограничения по слотам. «Ряд небольших европейских курортных аэропортов вообще закрываются на ночь», – напоминает г-н Смирнов.

Кроме того, трудно следовать рекомендациям Росавиации, когда полетные программы уже сверстаны. Это потребует огромной дополнительной работы туроператоров и перевозчиков с партнерами и клиентами. «В принципе, подвинуть некоторые рейсы за неделю до вылета можно, но сама авиакомпания не станет инициировать этот процесс», – говорит пресс-секретарь авиакомпании «Скай Экспресс» Виталий Коренюгин. Более категоричен Сергей Быхал, пресс-секретарь «Трансаэро»: «Согласованные нами вылеты из Москвы утверждены с учетом реальных возможностей аэропортов и программ туроператоров, менять мы ничего не будет».

По мнению пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, «ночные» рекомендации авиационных властей не только не продуманы, но еще и имеют признаки дискриминации пассажиров. «Воздушные перевозки – системный вид деятельности, в которой невозможно что-то поменять без учета сопутствующих реалий, – говорит она. – Например, подумал ли кто-нибудь, как будут добираться туристы в аэропорты, если у них ночной рейс? Метро не работает, аэроэкспрессы не ходят. Значит – такси. Прибывать на курорты туристы будут глубокой ночью, а заселиться в отели смогут только днем. Что им делать полсуток – с чемоданами, с детьми, на жаре? Выход один – при покупке тура оплачивать дополнительные сутки, чтобы получить номер сразу по прибытии. Прибавьте ко всему этому топливные сборы, который взимают только с пассажиров чартерных рейсов, и получите картину всемерной заботы государства о своих гражданах».

Как считает Ирина Тюрина, ночной рейс, в большинстве случаев, услуга крайне неудобная, соответственно стоимость этой перевозки должна быть значительно ниже аналогичного дневного перелета. Но, разумеется, авиакомпании по своей воле на это не пойдут. А если учесть, что на многие курорты регулярные рейсы не выполняются, у россиян, в случае реализации этих рекомендаций, не останется выбора: только чартер, только ночью и только по «дневной» цене. И вот это уже будет поводом для вмешательства антимонопольных органов.

 

Екатерина Сирина, RATA-news