Интурмаркет с 1 октября

Мертвая дорога

Продолжаем рассказ о путешествии группы журналистов по Енисею на теплоходе «Антон Чехов», организованном красноярской туристической компаний «Дюла-Сибирь» (начало в RATA-news от 15.07.02, 17.07.02, 19.07.02, 22.07.02, 24.07.02, 26.07.02, 29.07.02).

В том же Музее вечной мерзлоты в Игарке есть еще одна экспозиция, о которой почему-то не упоминается ни в одном путеводителе. Рассказывает она о «стройке № 503» - железной дороге Салехард – Игарка, которая должна была соединить европейскую часть страны с местами наибольшего сосредоточения полезных ископаемых на севере России. С 1949 по 1953 г.г. в тяжелейших условиях на этом объекте работали до 100 тысяч заключенных, в основном, политссыльные. Решение о строительстве Сталин принимал единолично, без консультаций со специалистами. Было проложено 911 км рельсов, на само строительство, содержание лагерей и инфраструктуры ушло свыше 42 млрд. руб. Но как только Сталин умер, работы остановились. Поскольку строилась магистраль по упрощенному техническому проекту, без учета вечной мерзлоты, а возможный экономический эффект так и не был просчитан, правительству страны необходимо было принять решение: на завершение дороги требовалось еще 700-800 млн. руб., а на консервацию – 600-700 млн. И дорога стала Мертвой.

В музее воссоздана жуткая обстановка, в которой жили заключенные, показаны элементы быта, фотографии тех лет и нынешнего состояния дороги, вернее, ее следов. Здесь можно купить книги об истории этой стройки, созданные, кстати, силами сотрудников Музея вечной мерзлоты. Потрясающий по эмоциональной силе сборник документов «Стройка № 503» издан на средства гранта Президента, полученные игарским музеем за участие в конкурсе национально значимых общекультурных программ.

Уже на обратном пути, из Дудинки в Красноярск, «Антон Чехов делает остановку в поселке Ермаково, в 70 км от Игарки. В программу круиза входит весьма драматичная прогулка по тайге, во время которой туристы посещают руины Гулага, имеют возможность осмотреть останки жилых бараков, обломки рельсов, брошенную и поросшую травой технику, в том числе паровоз. (Продолжение следует)

www.dula.ru