Таиланд
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Турция на Украине: к чему приводят демпинговые войны?

Путевки на самое популярное среди украинцев туристическое направление – в Турцию – дорожают. Кризис стал причиной массового банкротства местных операторов, которые в этом году снижали стоимость услуг и в результате оказались на грани рентабельности. Операторы вынуждены повышать цены, иначе ситуация, в которой оказались туристы украинско-турецкой компании Karya Tour, может повториться. В результате Турция рискует сравняться в цене с более дорогими курортами, в частности, с Грецией.

Как сообщает турецкое издание Referans, Турция теряет компании, бывшие ведущими туристическими брендами Средиземноморья. В июле из-за финансовых трудностей Oger Tours была продана британской туркомпании Thomas Cook и присоединилась таким образом к компаниям Nazar Tours, Tantur, Gulet, Vasco и Karya Tour, которым пришлось либо продать свой бизнес, либо объявить о банкротстве. Туроператоры столкнулись с банкротствами и поглощениями, даже несмотря на рост числа клиентов – объем рынка туруслуг страны вырос во II квартале на 74%, до $4,5 млрд. Причиной стало резкое снижение рентабельности работы компаний.

Как объясняют эксперты Referans, из-за финансового кризиса турецкие операторы в этом году были вынуждены существенно снизить цены на туры. И, по словам президента украинской компании «Гамалея» Игоря Голубахи, они слишком увлеклись конкурентными войнами. «Мы предупреждали их, что нельзя так демпинговать. В этом году они заказали на 20% больше мест в отелях и авиабилетов, тогда как потенциал рынка увеличился не так значительно, – говорит г-н Голубаха. – В результате компании перевозили «воздух» в виде пустых мест в самолетах, работали себе в убыток и теряли по $100-150 на каждом туристе, рассчитывая, что конкуренты быстрее уйдут с рынка».

Снижение цен на туры себя не оправдало, так как отдыхом в Турции заинтересовались менее состоятельные туристы, которые практически не тратят деньги на дополнительные услуги. Хотя до кризиса (в I полугодии 2008 года), по данным украинских СМИ, каждый посетивший страну турист приобретал товаров и услуг в среднем на $707. «Наши продажи сейчас на 60% меньше, чем в предыдущие годы. Если раньше туристы платили по 60 лир ($39) за ужин, то сейчас не хотят платить и 30 ($19,8)! – комментирует ситуацию собственник комплекса Eternity Gold Diamond в городе Фетхие на юге Турции Дурмуш Караман.– С кожей, коврами и золотом покончено. Пришла пора дешевых сувенирных лавок». В Ассоциации лидеров турбизнеса Украины отмечают, что эта тенденция коснулась и украинских туристов. «Система all inclusive на самом деле не очень выгодна турецким отельерам, поэтому они зарабатывали за счет сдачи в аренду дорогих машин, экскурсий, сдачи помещений под магазины. И если раньше экстра-расходы туриста могли составлять до половины стоимости путевки, то сейчас никто ничего не тратит», – добавляют в компании «Пан Укрейн».

На Украине о финансовых проблемах турецких операторов до сих пор говорили мало. Турецкое направление несколько лет является крупнейшим на украинском рынке и с каждым годом, за исключением кризисного, турпоток из Украины в Турцию рос. По данным посольства Турции на Украине, в первой половине 2010 года страну посетили 161,5 тыс. украинцев (+12% к I половине 2009 года), а в 2009 году, по данным Гостурслужбы Украины, – 574,7 тыс. (-21,35% к 2008 году) – это 42% от рынка выездного туризма. Однако доля украинских туристов в Турции невелика – всего 2,12% от общего потока в 2009 году (27,07 млн. человек). Больше всего туристов в эту страну ездят из Германии, России и Болгарии.

В начале июля клиентам украинско-турецкой компании Karya Tour – третьего по величине оператора на турецком направлении – было отказано в поселении в отелях Антальи, так как компания не оплатила их проживание. Всего, по данным МИД Украины, по состоянию на 10 июля в Турции оказалось 3,6 тыс. туристов этой компании, в том числе 1,79 тыс. из Украины. Как заявил турецким СМИ один из совладельцев туркомпании Озгюр Экинджи, Karya Tour не выдержала жестких условий конкуренции: «Мы не смогли заполнить места в арендованных самолетах. Поначалу продавали туры себе в ущерб, но не выдержали и решили приостановить работу». Председатель Государственной службы туризма и курортов Украины Анатолий Пахля отметил, что оператор использовал механизмы демпинга при продаже туров, что и стало основной причиной его банкротства.

Ситуация с Karya Tour разрешилась мирно. Сразу после возникновения проблемы с поселением Генеральная дирекция культуры и туризма Антальи запретила отелям досрочно выселять туристов из номеров. Однако по данным Ассоциации лидеров турбизнеса Украины, еще минимум 100 человек успели купить путевки у Karya Tour, но в Турцию так и не попали. Компенсацию от туроператора они вряд ли получат, считают участники рынка. Украинским законодательством предусмотрен гарантийный взнос для операторов в размере около €20 тыс., из которого в подобных случаях туристы должны получать компенсацию. Но на практике добиться возмещения крайне сложно, так как механизм выплаты этих средств юридически не прописан.

По словам Игоря Голубахи, уже в первую неделю после банкротства Karya Tour турпоток в Турцию снизился на 20%. Чтобы исключить возможность повторения ситуаций, подобных той, что произошла с Karya Tour, и учитывая финансовые сложности турецких операторов, украинское Министерство культуры и туризма, как рассказали «Коммерсанту» во Всеукраинской ассоциации туристических операторов, обратилось в МИД Турции с предложением провести мониторинг турецких отелей и с просьбой информировать о финансовых проблемах и задолженностях операторов. «Если будут зафиксированы подобные ситуации, мы известим об этом украинских туристов, в том числе с помощью СМИ», – отметил г-н Голубаха. В Государственной службе туризма и курортов подтвердили факт обращения министерства в МИД Турции. Операторы также намерены инициировать на законодательном уровне введение обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператоров.

Но в Турции выход из сложившейся ситуации видят в другом. Глава Ассоциации туристических гидов Турции Шериф Йемен винит во всем Министерство культуры и туризма страны, утверждая, что оно должно направлять свои промобюджеты на туристов с более высоким достатком. Решением проблемы, по мнению турецких операторов, может стать повышение цен на их услуги в следующем сезоне, пишет издание Hurriyet Daily News. «Себестоимость постоянно растет, и мы не можем обойтись настолько маленькой прибылью, даже несмотря на существенный рост числа туристов, посетивших Турцию», – отметил глава Федерации отелей Турции Ахмет Барут.

Впрочем, украинские операторы надеются, что рост цен в Турции не будет критичным. «Турция не может в одностороннем порядке сильно поднять цены, потому что это грозит оттоком туристов. Слишком велика конкуренция со стороны других стран, например Греции», – говорит Игорь Голубаха. В Турции признают возросшую конкуренцию со стороны греческих курортов, так как из-за экономического кризиса Греция была вынуждена существенно снизить расценки на свои услуги, а посольства этого государства в других странах – упростить процедуру получения виз. Сейчас средняя стоимость недельного тура в Грецию ненамного превышает стоимость туров в Турцию.