Travelport с 18 января

Комитет по туризму Москвы сформирует новое событийное лицо столицы

Сложившийся в массовом сознании туристов образ Москвы устарел, его необходимо радикально менять. Такое мнение высказал председатель столичного Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Сергей Шпилько на пресс-конференции, посвященной проекту подпрограммы «Развитие туризма» государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма» на 2012-2016 годы.

«По сути, Москву придется открывать заново, речь идет о ребрендинге города как туристического центра», – пояснил г-н Шпилько. Он считает, что образ Москвы, сложившийся в конце прошлого века, давно не соответствует реалиям, но настолько внедрился в массовое сознание, как за рубежом, так и в России, что изменить его – задача непростая. Например, устойчиво представление о малодоступности столицы для туриста, что все дорого, небезопасно и даже суровый климат.

«Во многом это не соответствует действительности. По официальной статистике столичного ГУВД, в прошлом году было зарегистрировано всего 24 преступления против иностранных туристов, в позапрошлом – 39. Совершенно безопасных мегаполисов не бывает», – утверждает г-н Шпилько. Еще один стереотип, что Москва – холодный город, однако среднегодовая температура в столице соответствует обычному европейскому климату.

Также и с ценами на отели. По данным системы Межгостиничного обмена информацией, за первое полугодие с.г. средняя цена фактически проданного номера составила около 2500 рублей. «Разве это дорого за двухместный номер? Обычные европейские цены. К тому же, это еще и на 400 с лишним рублей меньше, чем в прошлом году», – уточнил Сергей Шпилько.

1 сентября концептуально новая кампания по продвижению Москвы стартовала на канале BBC World News, только европейская аудитория которого превышает 97 млн. зрителей. В эфире демонстрируется четырех разных рекламных ролика хронометражом от 30 до 60 секунд. Вскоре на одном из центральных телеканалов появятся программы о жизни столицы, уже заканчивается конкурсная процедура по запуску специальной радиопередачи.

В планах московского правительства в 2016 году принять примерно 6,8 млн. гостей, включая иностранных; по численности размещенных в отелях столицы – около 6 млн. «На текущий год наш прогноз составляет 4 млн. 300 тыс.», – сообщил г-н Шпилько. Согласно статистике Пограничной службы РФ, только за первое полугодие через московские аэропорты въехали 2 млн. 85 тыс. иностранных граждан, что примерно на 11,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Выехали из Москвы 5 млн. 95 тыс. россиян против 5 млн. 429 тыс. в 2010 году (-6%). Соотношение въездных и выездных туристических потоков через московский авиатранспортный узел составило примерно 1 к 3 в пользу выезда.

Как подчеркнул Сергей Шпилько, в последние годы обостряется конкуренция на рынке мирового событийного туризма. Между странами, регионами, мегаполисами идет борьба за возможность занять свою нишу на этом рынке. «Наша задача – оптимизировать и обновить событийный ряд не только для москвичей, но и для жителей других регионов России, иностранцев», – сказал г-н Шпилько. По его мнению, во-первых, необходимо привлекать в город как можно больше крупных международных мероприятий, например, спортивных. В этом году в столице пройдут чемпионаты мира по универсальному бою, керлингу, кубок «Первого канала» по хоккею. Весной в Москве состоялся Чемпионат мира по фигурному катанию, через два года запланирован Чемпионат мира по легкой атлетике, а в 2018 – Чемпионат мира по футболу: «Москва набирает очки как мировая площадка для крупных спортивных мероприятий».

Во-вторых, необходимо выделить те события, которые способствуют въездному туризму. И, в-третьих, создать собственный событийный ряд, способный привлекать значительное количество туристов. Сергей Шпилько отметил, что в этом году неплохо прошла Масленица, под которую можно сформировать внутрироссийские потоки, создать традицию празднования с поездкой в столицу. Среди удачных московских турпродуктов – «Ночь музеев», Международный конкурс им. Чайковского, World Press Photo, Международный кинофестиваль, авиасалон МАКС. Хороший пример – международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня». Именно такие события формируют новое событийные лицо столицы.

На днях в московском музее-заповеднике «Коломенское» открылся Фестиваль клубов исторической реконструкции – «Времена и эпохи. Древняя Русь своими глазами». Г-н Шпилько считает, что это международное событие сможет стать по-настоящему привлекательным для въездного туризма. Мероприятие масштабное: в нем задействовано 67 клубов из более 23 регионов России и 10 стран, в том числе США, Великобритании, Швеции, Польши, стран СНГ и Балтии и т.д. Фестиваль очень перспективный, в мировых мегаполисах такого крупного мероприятия нет, и у Москвы есть все шансы занять эту нишу.

В то же время, в Москве, к сожалению, пока слабо раскручено празднование Нового года и Рождественские каникулы, и решением этой проблемы надо заниматься очень плотно: «Трафик в городе в этот период снижается, все работает, доступно множество мероприятий, а туристов мало. Конечно, востребована Кремлевская елка, в конце января успешно проходят «Рождественские чтения», но хотелось бы большего масштаба».

Более 50% загрузки московских отелей обеспечивают командированные, поэтому в выходные, каникулы и праздничные дни в гостиницах много свободных мест. Г-н Шпилько предлагает именно к этим периодам «подтягивать» культурно-познавательный туризм. Появление в центре Москвы достаточного количества отелей категории 3* также поспособствует более равномерному заполнению гостиниц: «В перспективе мы рассчитываем на увеличение номерного фонда примерно на 30%, планируем вводить в эксплуатацию до 2000-2500 номеров в год».

Одна из задач Комитета по туризму – стимулировать процесс формирования группового экскурсионного турпотока не только из-за рубежа, но и регионов России, в том числе Центрального федерального округа: «Пока в Москву едут, в основном, детские группы. Если сравнить с групповым потоком в Санкт-Петербург, Казань, Великий Новгород, это крайне мало», – считает г-н Шпилько.

По его мнению, помимо решения объективно сложных проблем, например, с пробками, транспортным обеспечением Москвы, необходимо уделить внимание созданию туристско-информационных центров, call-центров, обновить структурно-информационные указатели, дублировать на латинице информационные вывески в метрополитене и т.д. «Думаю, с этим мы справимся в течение двух лет, это вопрос техники», – уверен Сергей Шпилько.

 

Наталья Панферова, RATA-news