Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Есть ли жизнь без Booking.com

04:34, 6 марта 2022

Многим российским отелям, плотно работавшим с сервисом бронирования Booking.com, придется срочно искать другие каналы проодаж.

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил вчера Ростуризму совместно с Минцифры проработать вопрос создания отечественного аналога Booking.com. Он отметил, что в России уже существуют сервисы, которые занимаются оказанием услуг по онлайн-бронированию объектов размещения, и сейчас в первую очередь необходимо обратить внимание на их опыт.

Напомним, накануне вечером этот ресурс перестал выполнять запросы по поиску объектов размещения на территории России и сообщил о приостановке работы. Ранее с аналогичным заявлением выступил сервис бронирования частного жилья Airbnb.

Эксперты согласны, что российские игроки, предприняв некоторые усилия, действительно могут занять опустевшую нишу. Однако их не так много, к тому же на это потребуется время. А пока отелям, которые плотно работали с Booking.com, придется срочно искать новые каналы продаж. По оценкам экспертов, многим российским гостиницам сервис давал до 80% бронирований.

«Мы точно не окажемся в вакууме, потому что на Booking.com у нас приходилась очень небольшая доля бронирований, плюс есть канал продаж через своего туроператора», – сказала RATA-news коммерческий директор Alean Family Resort Collection Ольга Смолкина.

Тем не менее, по ее словам, сеть отелей считала необходимым присутствовать в Booking.com, потому что у сервиса очень грамотная подача продукта, четкие взаимоотношения с партнерами, представлены отзывы туристов. «Это хорошая площадка. Другое дело, что мы никогда не хотели зависеть от кого-то одного и максимально диверсифицировали каналы продаж. И сейчас те, кто не перестроился вовремя, тоже будут это делать: развивать прямые продажи и выходить на существующие на туристическом рынке площадки. Думаю, многие из них обратятся в турагентства и к туроператорам», – заметила г-жа Смолкина.

Но, как сказал руководитель туроператора «Свой ТС» Сергей Войтович, далеко не у всех туроператоров есть свои системы бронирования, реальные контракты с отелями и специальные цены. Если раньше таких компаний было 15-20, то к концу пандемии осталось не более 10. Помимо собственно «Свой ТС» эксперт назвал «Тари Тур», «Академсервис», «Островок» и другие. Есть и локальные игроки, например, «Ривьера-Сочи», а также операторы в Татарстане, Санкт-Петербурге.

«Как минимум еще столько же компаний может очень быстро усовершенствовать свои системы бронирования и выйти на рынок. Но технологии здесь не главное. Самое трудное – законтрактовать отели, занести гигантский объем информации, ведь в отелях до 10 категорий номеров, все это описать, плюс учесть, по какой налоговой системе работает конкретный отель. Это огромная работа, которая вмиг не сделается», – говорит г-н Войтович.

По словам управляющего партнера компании Hotel Advisor Сергея Данильченко, в первую очередь от ухода агрегатора пострадают небольшие отели, у которых не было средств развивать собственную дистрибуцию или другие каналы, поэтому они сделали ставку на Booking.com.

«Это были жесткие условия, но четко выстроенные отношения и высокая отдача. Не думаю, что отечественный Booking появится быстро. Тем не менее остаются OneTwoTrip, «Островок», «Яндекс.Путешествия». Есть сервисы туроператоров, работающие B2B, например, Bronevik, «Академсервис» и другие, уже достаточно развитые. Часть из них точно пойдет в этот сегмент. Нет полной пустоты и с уходом Airbnb, так как остались Avito, Посуточно.Ру, Tvil. Поэтому в ближайшее время мы увидим здесь активное движение и перераспределение долей рынка», – сказал он RATA-news.

Директор управляющей компании «Ателика» Алексей Высоканов согласен: каналов дистрибуции сейчас много, рынок ждет перераспределение. «Нашей компании уход агрегатора практически не коснется. С курортными отелями в России Booking.com работал не очень активно, на загородные приходилось примерно 10%, а основная доля партнеров – это городские отели. Им будет труднее всего. Но возможности есть, отелям надо сейчас по максимуму подключиться к существующим каналам продаж и расширить продвижение», – сказал он.

По словам гостиничного эксперта Сергея Толчина, то, что сейчас начнется передел этого рынка, совершенно очевидно: «Вопрос в том, насколько цивилизованным он будет. Мы привыкли критиковать Booking.com за жесткое отношение к отелям, но он действительно решал задачи гостиниц, сильно генерировал трафик. Многие наши сервисы имеют похожие взаимоотношения с объектами размещения, но при этом выручку они высокую не дают. Booking.com был силен не только технологически, у него очень развита система взаимоотношений с поставщиками услуг, а это за секунду не делается. И теперь важно, кто возьмет на себя роль ушедшего агрегатора. Трудно найти кого-то сопоставимого по количеству клиентов и партнеров».

Эксперт опасается, что сейчас, после двух лет пандемии и в нынешних обстоятельствах, многие правила игры обесцениваются и можно ждать неожиданных и неоправданных решений. Он напомнил, как на выходе из пандемии операторы то резко повысили комиссии агентствам, то тут же их снизили. Это сильно подорвало доверие участников рынка.

«Вот этого надо избежать. Важно, чтобы гостиничный рынок сейчас не маргинализировался, не потерял доверие туристов. Люди могут опасаться проблем с оплатой, банковскими переводами, не доверять российским сервисам бронирования, не понимая, кто за ними стоит, и так далее. Все перейдут на прямые продажи. В этих условиях, на мой взгляд, очень важна направляющая роль Ростуризма, отраслевых организаций. Иначе, получив шанс наконец-то реабилитироваться после стольких лет неравноправного сотрудничества с Booking.com, мы впадем в другую крайность», – сказал Сергей Толчин.

Сергей Данильченко также опасается недобросовестной конкуренции: «Есть вероятность, что какие-то компании воспользуются ситуацией, задерут комиссии, понимая, что отелям некуда деваться». Алексей Высоканов думает иначе: «Вряд ли сервисы начнут как-то завышать плату за сотрудничество. Сейчас не та ситуация. С начала конфликта продажи упали на 40%, а в последние два дня – еще на 50%».

Сергей Войтович полагает, что низкий спрос вообще снимает остроту ситуации. «Сейчас есть и время, и возможность для безболезненного замещения Booking.com. Агрегатор никогда не рождал спрос, он не побуждал туристов к бронированию. Люди заходили на него, уже имея какую-то идею в голове. Сейчас спрос минимален, 2%, не больше, поэтому и острой потребности в Booking.com нет. А через четыре-шесть месяцев, когда спрос появится, кто-то уже успеет создать его аналог», – сказал эксперт.

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно