Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Половина пассажиров в речных круизах по России – иностранцы

В Москве торжественно открылась очередная – 86-я по счету – большая круизная навигация. С причалов Северного речного вокзала отправились в рейсы до Твери, Мышкина, Углича и Плеса теплоходы «Михаил Булгаков», «Константин Симонов», «Дмитрий Фурманов» и «Лебединое озеро».

Теплоходы принадлежат трем российским операторам, входящим в ассоциацию «Речной альянс», – «Созвездие», «Водоход» и «Мостурфлот». Именно на эти компании приходится около 80% туристов, отправляющихся в круизы по рекам России.


По данным ФГПУ «Канал имени Москвы», за последние три года речной турпоток увеличился на 20%, в навигацию-2018 он составил около 290 тыс. человек. Загрузка рейсов стабильно была выше 90%. По оценке Ростуризма, в прошлом году всего в России было продано 616 тыс. круизов из Москвы. В этом году прогнозируется рост на 10-15%, а на маршрутах будут работать 102 теплохода.

После церемонии открытия сезона представители «Речного альянса» рассказали журналистам о новых программах, а также спросе на этот продукт. RATA-news уже писала, что он остается стабильным и даже немного растет, несмотря на рост цен, вызванный подорожанием топлива.


Заместитель гендиректора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова рассказала, что в сезоне-2019 оператор планирует на 13 теплоходах перевезти 30-40 тыс. туристов. Примерно половина их клиентов в круизах по рекам России – иностранцы.

«У нас запланировано много 10-13-дневных круизов, некоторые из них уже загружены на 80%, это очень хороший показатель. Из нового: удалось после большого перерыва соединить круизным сообщением Москву и Петербург с Великим Новгородом на теплоходе «Сергей Есенин» – будет два таких круиза. Бывший «Глеб Кржижановский» вернулся из Казахстана и выходит на рынок под именем «А. С. Пушкин», будет возит иностранцев по рекам России. На всех маршрутах мы пытаемся работать в разных форматах, чтобы угодить любому потребителю. У нас есть конструктор круизов – можно собрать пакет, самостоятельно выбрав тип питания и экскурсии. Также в этом году пробуем формат «все включено» с напитками, в том числе алкогольными», – рассказала г-жа Гончарова.


По словам Андрея Михайловского, гендиректора круизного центра «Инфофлот» – генерального партнера по продажам круизной компании «Созвездие», в эту навигацию будет работать семь теплоходов оператора, их загрузка уже достигла 60-65% от плановой. Из новостей – большую модернизацию прошел теплоход «Лунная соната», на котором появилось 24 новых полулюкса. Несколько подобных кают появились и на теплоходе «Василий Чапаев».

«Модернизация вызвана меняющимися запросами туристов, – объяснил г-н Михайловский. – За последние 10 лет спрос полностью сместился от кают с частичными удобствами к комфортабельному размещению. Велик спрос и на каюты с балконами».

Компания «Водоходъ», по словам коммерческого директора Александра Кокшина, тоже держит курс на модернизацию флота. К сезону 2018 года переоборудовали три теплохода под иностранных туристов, в этом году добавляют еще один.

«К навигации-2019 теплоход для внутреннего рынка «Санкт-Петербург» доведен до класса 4* с каютами «делюкс»: из трех стандартных делаются две, полностью модернизируются санузлы, мебель, общественные помещения, рестораны, бары. На этом теплоходе будет работать ресторан по системе a la carte. Впервые пробуем такую схему на внутреннем рынке».

Всего от «Водохода» в навигацию-2019 выходит 25 теплоходов. На конец апреля путевки уже приобрели около 50 тыс. человек, а всего компания планирует перевезти 80-90 тыс.


Круизы по рекам Центральной России могут длиться от трех до 26 дней. Направления на север – от Санкт-Петербурга до Соловецких островов, на восток – до Перми и Уфы, на юг – до Астрахани и Ростова-на-Дону. Спектр предложений широк и по цене – от бюджетных туров (удобства в коридоре) до дорогих качественных 5*. Наиболее востребованы рейсы от 12 дней: из Москвы до Астрахани, из Самары, Нижнего Новгорода и Казани – до Санкт-Петербурга и Москвы. Пик спроса на них пришелся в этом году на март, было распродано 70% кают.

Популярны и туры выходного дня – из Москвы в Углич, Мышкин или в Тверь. Для удобства пассажиров эти круизы стартуют по окончании рабочего дня в пятницу, а в воскресенье вечером или в понедельник теплоход прибывает на речной вокзал, с которого отправлялся. Иностранные туристы предпочитают одно направление – от Москвы до Санкт-Петербурга или в обратную сторону.

По словам Светланы Гончаровой, круизный турист становится моложе. Десять лет назад основными потребителями этого продукта были люди в возрасте 60+. Они и сейчас остаются важной частью благодарной аудитории, так как для них это удобный формат путешествия в «плавучем отеле». Но все больше среди клиентов появляется семей детей с детьми – и с маленькими, и с подростками.


Сейчас в России строятся три новых теплохода. Один в Нижнем Новгороде строит компания «Водоходъ». Еще два «Мостурфлот» и нижегородская компания «Гамма» строят на судоверфи «Лотос» в Астрахани. Все корабли уровня 5*, будут работать на реках России, а теплоход «Мостурфлота» еще и на морях – Каспийском, Азовском, Черном.

Для сравнения: утилизировано в 2018 году было 18 теплоходов.

«Новые суда строятся под контракты с иностранными компаниями, вкладываются очень серьезные деньги, – отметила Светлана Гончарова. – Но зато теплоходы высокого класса, которые есть на рынке сейчас, будут тогда обслуживать российских туристов. У нас, например, это «Княжна Виктория».

По мнению Александра Кокшина, новый флот может создать и новый спрос, привлечь клиентов, которые прежде не рассматривали такой вариант отдыха из-за недостаточного уровня инфраструктуры и сервиса.


Анна Вальцева, RATA-news

Фото автора