Грамотный договор – главная защита турфирмы
(В продолжение к публикации в номере RATA-news от 28 мая 2003 г.)
Туристической компании при составлении договора с туристом следует использовать формулировки, не противоречащие по смыслу законодательству, но позволяющие применять данный договор при защите интересов турфирмы в суде. Например: наложение штрафов на потребителя, согласно ГК неправомерно, однако Исполнитель (в данном случае турфирма) вправе удержать сумму, соответствующую фактически понесённым затратам, подтвержденным документально. Документами, подтверждающими фактические затраты, являются платежи туроператору, перевозчику, отелю, прочим организаторам тура. Отказываясь от тура, потребитель обязан компенсировать турфирме те расходы, которые она понесла, исполняя договор.
Кроме того, следует учесть, что в отношениях турагента и туроператора (т.е. в отношениях юридических лиц) штрафы, неустойка могут быть применены. На практике договор турагента с туристом нередко повторяет содержание договора турагента с туроператором, в результате в «клиентский» договор переносятся недопустимые обязанности, содержащиеся в договоре с туроператором. Договор «агентский» и «клиентский» не могут быть идентичны по содержанию, поскольку первый регулирует отношения юридических лиц, а второй – отношения с потребителем.
Существует также ряд лицензионных требований к содержанию договора с клиентом, невыполнение которых может повлечь приостановление лицензии. Заранее позаботившись о включении необходимых пунктов в ваш договор с клиентом, можно избежать негативных правовых последствий. Перечень существенных условий договора содержится в ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»:
«информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
- сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
- информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
- достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;
- дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
- порядок встречи, проводов и сопровождения туристов; права, обязанности и ответственность сторон;
- розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;
- минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
- условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
- порядок и сроки предъявления претензий туристом. Иные условия договора определяются по соглашению сторон…»
Если технически в «клиентский» договор невозможно включить все вышеуказанные сведения, то они должны содержаться в приложениях к договору являющихся его неотъемлемой частью (путевке ТУР1, памятке туриста, дополнениях и т.д.). (Продолжение следует.)
Материал подготовлен юридическим агентством «Persona Grata» www.travelexpert.ru
РОССИЯ
Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»Мария Свиридова
«Роза ветров НН», генеральный директор
«Нижний Новгород – карман России и начало ее духовности»