Travelport с 25 октября

Грамотный договор – главная защита турфирмы

(В продолжение к публикации в номере RATA-news от 28 мая 2003 г.)

Туристической компании при составлении договора с туристом следует использовать формулировки, не противоречащие по смыслу законодательству, но позволяющие применять данный договор при защите интересов турфирмы в суде. Например: наложение штрафов на потребителя, согласно ГК неправомерно, однако Исполнитель (в данном случае турфирма) вправе удержать сумму, соответствующую фактически понесённым затратам, подтвержденным документально. Документами, подтверждающими фактические затраты, являются платежи туроператору, перевозчику, отелю, прочим организаторам тура. Отказываясь от тура, потребитель обязан компенсировать турфирме те расходы, которые она понесла, исполняя договор.

Кроме того, следует учесть, что в отношениях турагента и туроператора (т.е. в отношениях юридических лиц) штрафы, неустойка могут быть применены. На практике договор турагента с туристом нередко повторяет содержание договора турагента с туроператором, в результате в «клиентский» договор переносятся недопустимые обязанности, содержащиеся в договоре с туроператором. Договор «агентский» и «клиентский» не могут быть идентичны по содержанию, поскольку первый регулирует отношения юридических лиц, а второй – отношения с потребителем.

Существует также ряд лицензионных требований к содержанию договора с клиентом, невыполнение которых может повлечь приостановление лицензии. Заранее позаботившись о включении необходимых пунктов в ваш договор с клиентом, можно избежать негативных правовых последствий. Перечень существенных условий договора содержится в ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»:

«информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

- сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

- информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

- достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;

- дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

- порядок встречи, проводов и сопровождения туристов; права, обязанности и ответственность сторон;

- розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;

- минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

- условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

- порядок и сроки предъявления претензий туристом. Иные условия договора определяются по соглашению сторон…»

Если технически в «клиентский» договор невозможно включить все вышеуказанные сведения, то они должны содержаться в приложениях к договору являющихся его неотъемлемой частью (путевке ТУР1, памятке туриста, дополнениях и т.д.). (Продолжение следует.)

Материал подготовлен юридическим агентством «Persona Grata» www.travelexpert.ru