Интурмаркет с 1 октября

Как россиян учат туристическому бизнесу «без геморроя»

RATA-news неоднократно рассказывала, что в России растет черный рынок туроператорских услуг. Мы писали, как компании в регионах сталкиваются с конкурентами, которые, не имея официального статуса, набирают группы на активные, экскурсионные, тематические многодневные маршруты. Упоминали, что нелегалы проявляют активность и на выездном рынке, не стесняясь выставлять на своих сайтах и страницах в соцсетях программы «авторских туров» с ценами, которые порой включают даже перелет. Недавно на этом «рынке» появился еще один «продукт» – образовательный. Обнаружив любопытное объявление, корреспондент RATA-news записалась на бесплатный вебинар, чтобы понять, чему учат желающих «легко и быстро заработать» на организации путешествий.

Реклама бесплатного вебинара была размещена в Фейсбуке и обещала научить, «как запустить авторский тур в любую точку мира», «связать жизнь с путешествиями и хорошо на этом зарабатывать». Автор «курса» – Леонид Тропин – позиционирует себя в качестве «эксперта в области путешествий и бизнеса», человека, который «делал бизнес более чем в 17 нишах, а также создал более 50 авторских туров». В открытых источниках есть информация о том, что г-н Тропин был владельцем йога-студии в Новосибирске, потом несколько лет организовывал йога-туры на Алтай и на Бали, но в последнее время переключился на бизнес-тренинг.

Бесплатный вебинар оказался рекламой более продолжительного дистанционного и, конечно, платного курса «Как запустить свой первый авторский тур в любую точку мира и заработать на нем от 150 тыс. рублей?». На главной странице сайта этой онлайн-программы слово «тур» в названии помечено едва заметной звездочкой. Таким же мелким шрифтом и в самом низу главной страницы есть расшифровка сноски (орфография и пунктуация сохранена): «* – Данная услуга не является тур-операторской деятельностью. Под туром подразумевается разовая помощь в организации поездки от имени клиента согласно договору-поручения».

На бесплатный вебинар, явно призванный убедить слушателей пойти на платный курс, собралось более 40 человек. В смысле географии в общем чате отметились Москва, Уфа, Челябинск, Белгород, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Воронеж и другие российские города, а также Беларусь, Казахстан, Германия, Португалия. «Живу за границей, хочу возить сюда туристов, что делать?». «Я тренер, хочу организовать фитнес-тур» – примерно такие реплики звучали в чате.

Лектор игнорировал вопросы о том, как зарегистрировать легальную турфирму, но вскоре проговорился, объяснив, как этого вообще избежать и о какой именно «организации туров» пойдет речь – и на бесплатном вебинаре, и на платном двухмесячном курсе.

«Вы можете зарегистрировать себя как ИП – в качестве тренера или другого узкопрофильного специалиста – психолога, массажиста, – сказал, например, Леонид Тропин. – У них по ОКВЭДу – но в бухгалтерии нужно уточнять – есть право делать выездные мероприятия. Поэтому вам не нужно делать свою турфирму, не нужно открывать ООО. Это геморрой. А я сейчас учу строить бизнес без геморроя, с минимальным количеством инвестиций. Если вы хотите как оператор зарегистрироваться, это будет стоить «колоссальное количество в том числе денег, гарантий». Не лезьте туда вообще. Я по ИП – бизнес-тренер, имею право делать выездные мероприятия. Вот и делаю, ко мне не подкопаешься с точки зрения налогов».

Дальше – больше: «Вы можете подписать договор как физик с физиком на консультацию, – сообщил лектор. – Если вы еще не заработали ни рубля, то зачем вам отдавать государству эти деньги. Ну логично же?».

Завлекая на платный курс, Леонид Тропин посвятил довольно много времени описанию того, что творится на туристическом рынке. Ниша, по его словам, свободная, все «больше и больше людей отказываются от пакетов», а «большая часть турагентств закрываются, банкротятся».

«Если посмотреть на Европу и Штаты, там больше нет таких бизнесов, там есть свободные путешественники и те, кто ездят в тематические туры, – рассуждал ведущий вебинара. – Каждый второй, кто едет сейчас за границу – ваш потенциальный клиент. Вам нужно только понять, на основе какого хобби придумать для него услугу. […] У меня в Новосибирске было пять друзей, у которых были турагентства, а на данный момент ноль – ни у кого нет. Либо остались крупные рыбешки, которые скушали других, либо закрылись. Я прекрасно знаю этот рынок, потому что много путешествую. Турагентства нужны были, когда мы не были такие умные и смышленые. Кризисы сделали нас взрослыми, рынок изменился, а старые ветераны привыкли, что к ним сами приходят, покупают туры. Сейчас в России больше самостоятельных туристов. После кризиса деньги остались у хорошего количества людей, они могут позволить тратить их на заграницу, но они уже устали от Турции и Египта, они хотят хороший авторский тур. Вы можете делать их качественно и интересно – и они ваши. […] Когда я пять лет назад я делал первые йога-туры на Алтай, у нас в принципе конкурентов не было, сейчас около 20-30 организаторов туров все лето делают [туда] туры. Но ниша не заполнена. Вам нужно успеть занять рынок!».

Интересно, что, описывая преимущества авторских туров, их отличия от пакетных, лектор перечислил именно то, чем занимается легальный турбизнес, чтобы организовать клиенту комфортное путешествие: «Человек может собраться ехать на Бали, прошерстить интернет, и у него голова заболит, потому что он не знает, куда ему лучше ехать. Едет сам, тратит кучу денег. А здесь такая штука: он обращается к человеку. Тот помогает ему с качественными билетами, встретит в аэропорту, дает безопасность, окружает такими же прикольными ребятами, предоставляет тренера, ведет в места, которые сложно найти на форумах, организует «тусовочку», делает питание. Вот это – авторский тематический тур. Это может быть трекинг, велотур, гастрономический, «мама и малыш», туры выходного дня».

При этом советы г-на Тропина по организации качественного тура больше напоминали рекомендации на тему, как сэкономить или сразу все запороть. Например, о поездке в Китай на языковой тренинг: «Ищите на месте русскоговорящего гида, который может составить программу, который на месте вас встретит и все организует». Или по поводу организации бизнеса: «Можно не уходить с работы, дистанционно посвящать этому часик-два в день. Я сейчас трачу час в неделю. Вам даже не надо ехать на место. Но если ни разу не были в других странах, то первый раз лучше съездить. Потом возвращайтесь в Россию и можете больше не кататься».

Вопрос, который больше всего волновал записавшихся на вебинар Леонида Тропина, – сколько можно зарабатывать авторскими турами? «На одном семидневном туре можно заработать от 30 до 70 тысяч рублей, – утверждал лектор. – Четыре года назад начал я делать фитнес-туры на Алтай, в Шерегеш. Делал по два в месяц, зарабатывал около 100 тысяч рублей и мне этого было достаточно. Сейчас в нише йога-туров общаюсь с другими организаторами, в среднем в одну продажу они закладывают около 10-15 тысяч рублей. В силу того, что я давно на рынке, закладываю больше 20 тысяч рублей. У меня два тура в месяц на Бали, в каждый тур приезжают по 10-15 человек, можете посчитать [сколько я зарабатываю]. Это помимо расходов на рекламу, зарплат и всего-всего. В марте я установил рекорд, ко мне приехало 27 человек за месяц, а в январе мы установили рекорд по чистой прибыли – 530 тысяч рублей чистыми. Это то, сколько вы можете заработать».

Лектор пообещал, что тем, кто пойдет на платный двухмесячный курс (21900 рублей уровень «бакалавр», 49900 «магистр», но «прямо сейчас – со скидкой») помогут не только знаниями, но и в запустить бизнес: «Вы сами делаете сайт или я даю контакты специалистов, […] привлекаем трафик, всего 5 тыс. рублей на Яндекс, подбираем правильные слова под запрос, делаем первые продаже и начинаем накапливать капитал».

Вопросы о том, как легально открыть турфирму, что делать, если что-то случится и люди окажутся недовольны, кто должен заниматься страхованием и т.п., так и остались без ответа. Тем не менее, на сайте курса и в группах Леонида Тропина в соцсетях довольно много ссылок на проекты, которые запускают и продвигают его ученики: это и йога-туры в красноярский заповедник «Столбы», в Абхазию, Крым, за границу, спортивные и экстремальные туры, горные лыжи, дайвинг, оздоровление, творчество, живопись. Чаще всего это личные аккаунты в соцсетях организаторов поездок, и на их страницах нет информации о статусе предпринимателей и номеров в реестре туроператоров…

После того, как RATA-news подняла тему «черного» туроперейтинга, к нам часто обращаются легальные предпринимателей из регионов. Они сообщают, что конкурировать с нелегалами становится все сложнее, а еще их деятельность негативно влияет на имидж отрасли. «Они называют себя клубами или организаторами туризма, спорта, и почему-то им верят. Только вчера двоих туристов снимали с вулкана, и девушка сорвалась. А обвиняют во всем турфирмы – никто не разбирается, кто организовал тур, в котором произошла трагедия», – рассказал нам один из представителей камчатского турбизнеса.

В некоторых регионах на уровне отраслевых ассоциаций не первый год обсуждают, как решать проблему, у некоторых накопился опыт – как негативный, так и позитивный, когда нелегалов удавалось убедить официально зарегистрировать компанию. Недавно и Федеральная налоговая служба признала проблему существования черного рынка туристических услуг. Ведомство напомнило предпринимателям: чтобы работать на рынке в качестве оператора, нужно зарегистрироваться в едином федеральном реестре. И туристам: обращать внимание на то, кому отдают деньги – это должно быть только юридическое лицо.

 

Анна Вальцева, RATA-news