Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Субсидирование межрегиональных авиарейсов помогает внутреннему туризму

В августе 2013 и в феврале 2014 г. RATA-news подробно писала о появлении новых авиамаршрутов, которые связали между собой многие сибирские города. Эти рейсы появлялись благодаря программе субсидирования региональных перевозок, соответствующие постановления за это время правительство выпускало несколько раз. Процесс всегда сопровождается увеличением маршрутной сети и ростом пассажиропотока, а в отдельных случаях напрямую влияет и на развитие регионального туризма.

По данным новосибирского аэропорта «Толмачево», в 2012 году, до начала действия программы, региональных направлений там было девять. По маршрутам, которые впоследствии стали субсидируемыми, было перевезено всего 7,7 тыс. человек. После того, как вступили в действия постановления правительства РФ № 265 от 27.03.2013 и № 506 от 18.06.2013, количество маршрутов выросло до 17, субсидируемыми из них стали 11. Их выполняли авиакомпании «Томск-Авиа», «Ир-Авиа», «Ямал» и «ЮТэйр». Так появились рейсы из Новосибирска в Томск, Абакан, Горно-Алтайск, Кызыл, Ханты-Мансийск, Новокузнецк, Кемерово, Барнаул, которые выполнялись от одного до трех раз в неделю. По итогам 2013 года пассажиропоток на субсидированных рейсах вырос до 39,4 тыс. человек.

В 2014 году региональных маршрутов в новосибирском аэропорту было чуть меньше – 16, субсидированных – 8, однако пассажиропоток на последних вновь вырос – до 51 тыс. человек, то есть прибавил 29%. Если сравнивать этот показатель с 2012 годом, то вырос он больше, чем в шесть раз.

В конце 2014 года и начале 2015-го из-за отмены субсидий число региональных рейсов сократилось. Из расписания «Толмачево» исчезли, например, рейсы в Абакан, Томск, Омск. Когда действие постановления № 1242 возобновилось, число маршрутов вновь пошло вверх и к маю 2015 года вернулось к прошлогодним показателям: 16 региональных рейсов, восемь из них – субсидированные (на схеме обозначены красным цветом). Пассажиропоток на последних начал восстанавливаться, за первые 4 месяца 2015 года превысил 8 тыс. человек.

По словам руководителя управления авиационной коммерческой деятельности новосибирского аэропорта Игоря Леонтьева, существование некоторых маршрутов напрямую зависит от субсидирования. Эта программа на начальном этапе помогает развивать и сохранять рейсы, а со временем маршруты требуют уже меньших бюджетных средств. Например, направление Новосибирск – Братск, которое в прошлом году субсидировалось, в этом работает уже на коммерческой основе. По итогам первых лет работы программы нецелесообразными признаны только полеты из Новосибирска в Барнаул и Кемерово – из-за относительной близости этих городов (менее 300 км) и большого количества альтернативного транспорта. По мнению Игоря Леонтьева, радиус действия программы субсидирования региональных полетов неплохо было бы увеличить с 1200 км до 1800 км. Для Сибири это особенно важно – расстояния между населенными пунктами здесь большие.

Региональный турбизнес в 2013 году назвал появление программы субсидирования «революционным». Сибирские операторы и агенты, которые работают на внутреннем рынке, прекрасно знают: если клиентам, путешествующим по Сибири, нужно оперативно переместиться из Томска или Омска, допустим, в Иркутск, из Красноярска или Новосибирска в Горно-Алтайск или Абакан, то зачастую дешевле и удобнее лететь через Москву.

«Межрегиональные авиаперевозки стимулируют развитие туризма, – уверен директор новосибирской компании «Олимпия-Райзен-Сибирь» Виктор Данн. – При наших расстояниях наличие удобных перелетов по приемлемым ценам позволяет операторам составлять более компактные маршруты, а туристам – не тратить время на передвижение наземным транспортом. И не секрет, что перевозка – это всегда львиная доля затрат в формировании туров по России. Недавно я летал по работе в Горно-Алтайск из Новосибирска, цена билета была вполне адекватная. На этих рейсах бывают и наши клиенты, которые отправляются отдыхать».

По наблюдениям руководителя Ассоциации туристических организаций Республики Алтай Сергея Зяблицкого, туристов, которые добираются до этого региона воздушным транспортом, причем не только из Москвы, но и из сибирских городов, становится больше: «На рейсах в Горно-Алтайск из Новосибирска и Красноярска летят, в основном, именно туристы. В этом летнем сезоне частота рейсов увеличилась, их загрузка, насколько я знаю, полная. Это говорит о том, что поток растет, маршрут востребован, и ценовая политика на красноярских и новосибирских рейсах выдержана. Считаю программу субсидирования очень важной – это реальная помощь экономике тех регионов, где сделан упор на туризм. В Республике Алтай этот сектор – первая скрипка».

По словам собеседника RATA-news, туристы, которые прилетают в регион авиатранспортом, – это, чаще всего клиенты турфирм. Выбирают они, как правило, туры на 10-14 дней. В каком-то смысле, уверен Сергей Зяблицкий, они даже более свободны, чем автопутешественники: не нужно заботится о парковке, сохранности автомобиля и т.п.

Туроператоры в Красноярске, Иркутске, сообщение с которыми субсидиями не поддерживается, также считают, что развитие межрегиональных перевозок в конечном счете пойдет на пользу всем. «Это, безусловно, способно повлиять на структуру турпотоков и их рост», – считает генеральный директор компании «Байкалов» Анатолий Казакевич.

На Байкал, как и на Алтай, сибиряки предпочитают добираться на личном транспорте. Но если между Новосибирском и популярными местами отдыха на Алтае 500-700 км, то до Иркутска – почти 2 тысячи. От Красноярска до Байкальска – около 1,2 тысяч км и т.д. «Пару лет назад мы проводили исследование и выяснили, что около 60% наших клиентов – это туристы из Иркутской области и Бурятии, доля сибиряков из других регионов – около 15%, – рассказал Анатолий Казакевич. – Очень много красноярцев, например, отдыхает в Байкальске. До места они едут около полутора суток».

По словам исполнительного директора красноярской компании «Саянское кольцо» Анны Шеллер, клиенты из других сибирских регионов чаще всего приезжают поездом. «Между городами Сибири перемещаться на самолетах дорого, да и рейсов по-прежнему немного. Долететь из Красноярска до Тывы, а это, казалось бы, всего 800 км, стоит около 10 тыс. рублей, до Туры – 20 тыс. До Москвы порой дешевле, – рассказала собеседница RATA-news. – У нас большие потоки, и мне трудно вычленить, много ли наших клиентов-сибиряков добираются до Красноярска самолетами. Но, в любом случае, программа субсидирования – очень важная. Надеюсь, она и впредь будет действовать».

 

Анна Вальцева, RATA-news