Отель построить – не ишака купить
Архитектурные проекты средств размещения становятся в последнее время все более разнообразными, исчезли проблемы вписывания оригинальных творческих планов в жесткие типовые коробки гостиничных зданий. С другой стороны, бурное развитие рыночных отношений негативно сказалось на целом ряде специфических элементов проектирования, о которых вдруг стали забывать как на стадии разработки проекта, так и его реализации.
Например, строится гостиница в Москве. Заявлена самая высокая классность, престижная марка, управляющая объектом и т.д. Однако уже на стадии проекта выявляются такие погрешности, которые не позволяют относить создаваемый объект к классу «люкс» и вряд ли помогут этой гостинице в дальнейшем получить максимальную отдачу от продажи номеров. Не вдаваясь в детали, приведем лишь наиболее очевидные огрехи, позволяющие предсказывать такой вот исход.
Во-первых, отсутствие в проекте помещений для оказания оздоровительных услуг не позволит отелю претендовать на получение пяти звезд по российской системе. Во-вторых, отсутствие помещений для персонала и комнат для грязного белья, растянутость коммуникаций, поддерживающих работу ресторана, нарушения функциональных связей на уровне размещения аппарата управления и т.д. создаст трудности для достижения оптимального экономического результата в будущем.
Примерно такого рода недостатки отмечены специалистами компании «ХКД Груп» при анализе уже готовой гостиницы, построенной в центре Москвы. В ней, к примеру, не было даже служебного лифта. Но наиболее интересный случай в коллекции – строительство на горнолыжном курорте двух корпусов гостиницы, не соединенных крытым переходом. Клиент, заплативший немалые деньги за проживание, вынужден переходить по улице в соседний корпус, где ему накрыт завтрак. Учитывая минусовые температуры в горах, эта простая процедура превращается в целое событие.
Подобные примеры можно множить, и это вызывает сожаление, поскольку устранить недостатки, не выявленные на стадии проектирования, в дальнейшем очень сложно, а иногда и невозможно. В то же время даже профессиональные архитекторы зачастую не владеют информацией, отражающей специфику гостиничных проектов. Компании «ХКД Груп» приходилось консультировать специалистов, которые не имели представления даже о базовых параметрах гостиничных зданий, например, площади номерного фонда и отличиях, налагаемых уровнем классности на этот показатель. Так что старая истина, гласящая что «отель построить – это вам не ишака купить», получает в современном контексте новое подтверждение. (Марина Смирнова, компания «ХКД Груп», специально для RATA-news)