Оксана Лебедева: «В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»
Санкт-Петербург – одно из самых популярных направлений в России у отечественных и иностранных туристов. Но в последнее время традиционный экскурсионный туризм здесь начал меняться. Связано это, в первую очередь, с появлением новых объектов и интересных мест – «новой туристской географии». О том, что сегодня хотят увидеть и попробовать гости города, в рамках проекта «Просто Россия» рассказала заместитель генерального директора компании «Тари-тур СПб» Оксана Лебедева.
- Влияет ли расширение туристской географии Петербурга на ассортимент вашей компании и как меняются предпочтения туристов в связи с появлением в городе новых достопримечательностей?
- Как только в 2020 году появился проект «Новая туристская география», мы сразу стали включать в обзорные программы новые достопримечательности. И туристам это очень нравится. Сейчас у нас есть отдельная экскурсия, она так и называется – «Новая география Петербурга». Мы показываем новые архитектурные символы и посещаем модные общественные пространства, например, «Севкабельпорт» и «Новую Голландию».
Также в этом году мы расширили линейку классических экскурсий и показываем город немного с другого ракурса. К посещению Зимнего дворца обязательно добавляем и Главный штаб – не классическое, а современное музейное пространство, где представлена коллекция импрессионистов и нового искусства.
- То есть, даже Главный штаб, который находится в 100 метрах от Зимнего дворца – это уже «новая география»?
- Да, в широком смысле. Понимаете, когда люди приезжают из регионов, особенно отдаленных, им хочется посмотреть основную экспозицию Эрмитажа, хотя у них не так много времени на это. 70% гостей хотят посмотреть классику – Эрмитаж, Петергоф, Царское Село, Исаакиевский собор, Спас-на-Крови. Чтобы программа продавалась, эти объекты обязательно должны быть включены в тур.
Но сейчас мы стараемся раздвигать рамки, потому что стала меняться возрастная категория туристов: раньше это было 45+, сейчас 35+. Мы в постоянном поиске новых продуктов для молодой аудитории. В 2020 году включили в ассортимент линейку молодежных туров. Представьте, они оказались востребованы у семейных пар с детьми-подростками. А собственно молодежь, активные, самостоятельные молодые люди 20-35 лет больше покупают у нас экскурсии, а не туры. Для них мы тоже расширяем ассортимент, показываем и Главный штаб, и фондохранилище Эрмитажа «Старая деревня» – там тоже потрясающее современное музейное пространство.
Добавили в молодежные туры инстаграмные места. Это Аннекирхе – сгоревшая церковь на Кирочной, андерграундное, можно сказать, пространство. В здании был пожар, оно не восстановлено, хотя это действующая лютеранская церковь. Там проходят выставки, концерты классической музыки. Для петербургской молодежи это знаковое место. Музей академии Штиглица – тоже популярная история, там очень красивые получаются фотографии. Предлагаем колоннаду Исакиевского собора – посмотреть на Петербург сверху. Дворы, парадные – это пешеходная экскурсия, она очень востребована летом, а зимой предлагаем ее только на новогодний период, так как наша погода, увы, не особенно располагает к прогулкам.
Наша линейка «Новая география» включает обзорную экскурсию с VR-очками, на меня она произвела огромное впечатление. Это позволяет, стоя у Петропавловской крепости, увидеть, как выглядел противоположный берег Невы 300 лет назад. Мне кажется, такая визуализация позволяет глубже понять нашу историю, мощь человека.
Мы все время добавляем что-то новое. «Царскосельский вояж» – тур для знатоков. Он включает одну ночевку в Петербурге и три в Царском Селе, что позволяет посмотреть музей-заповедник подробно – не только Янтарную комнату в Екатерининском дворце, которая у всех на слуху, но и Агатовые комнаты, павильон Эрмитаж. Все это невозможно сделать за обычную пятичасовую экскурсию.
Кронштадт – еще одна новая локация. Он развивается, хорошеет, и это теперь обязательная точка в маршрутах. Так что все время мы что-то новое придумываем, но и классика остается.
- А что у вас есть для семей с детьми?
- Путешествия родителей с детьми я бы назвала новой тенденцией петербургского туризма. Раньше фокус был на индивидуалах в сборных взрослых группах. А сейчас для семей с детьми у нас появилась специальная линейка с большим количеством интерактивных программ, и спрос на нее растет. Это, например, пешеходный квест по Васильевскому острову по сказке Погорельского «Черная курица», которую проходят в школе. Музеи предлагают интерактивные экскурсии, интересные и детям, и взрослым. Например, в Гатчине у нас детская программа, но и взрослым она интересна, так как это знаковый экскурсионный объект. Музей Фаберже предлагает обзорную экскурсию, но она рассчитана, в том числе, и на детей 9-14 лет. Это очень востребованный музей, он активно вкладывается в рекламу и практически во всех турах у нас присутствует. Конечно, музеи «Гранд Макет Россия», «Петровская Акватория» с интерактивными программами. Механический поезд в Петергофе тоже включаем в линейку для родителей с детьми. И Эрмитаж обязательно.
- Какой формат туров наиболее востребован и откуда чаще всего приезжают туристы?
- Прежде всего продаются сборные группы. Порядка 70% гостей в сезон приезжают на 5-7 дней, это туристы из отдаленных регионов. Дальше они привозят своих детей, потом бабушки с внуками приезжают. Короткие туры на выходные – это туристы из Москвы, Екатеринбурга, Казани. Детский туризм на 60-70% – это Зауралье, откуда семьей приехать довольно дорого, так как в общей стоимости поездки транспортная составляющая будет очень высокой. А дети приезжают к нам и в начальной школе, и в средней, и в старших классах, и на «Алые паруса» – грандиозный праздник выпускников.
- Помогла ли вашим продажам программа кэшбэка?
- Кэшбэк очень хорошо сказался на продажах. В Петербурге обычно туристический сезон завершается в 20-х числах сентября, когда проходит праздник закрытия фонтанов в Петергофе. Дальше спрос идет по нисходящей до всплеска на Новый год и возобновляется с мая. Первый этап кэшбэка был в августе 2020 года и позволил нам продлить сезон до середины ноября. У нас были очень хорошие продажи осенние каникулы, особенно туров для родителей с детьми. Второй этап попал на очередную волну коронавируса, ввели ограничения, но даже в этой ситуации кэшбэк оживил спрос. А на третьем этапе, в мае-июне 2021 года, вообще были отличные продажи.
Сейчас надеемся на четвертый этап, готовимся и с оптимизмом смотрим на эту акцию, она действительно помогает. Понятно, что Крым, Сочи в России более востребованы, чем экскурсионные туры. Но если возможности для познавательной поездки у туристов есть, то Петербург стоит на первом месте, за ним Москва, Казань, Калининград. Поэтому для нас кэшбэк – очень большое подспорье.
- Петербург предлагает туристам много вариантов размещения на сервисах типа Airbnb. Они оттягивают у вас клиентов?
- Пакетный тур с проживанием и экскурсионной программой всегда выгоднее, чем отдельно размещение и экскурсии. Например, трехдневный тур выходного дня мы предлагаем за 7590 рублей. Это двухместное размещение, отель 3* в центре с завтраками, экскурсии в Петропавловскую крепость, Царское село, Эрмитаж, транспортное обслуживание. Но и для тех, кто размещается самостоятельно, у нас тоже есть предложение – экскурсии по расписанию, которые начинаются от гостиницы «Октябрьская».
Но тенденция к изменению спроса есть, это связано с пандемией. Учитывая, что многие границы закрыты, Петербург многие воспринимают как европейскую столицу, поэтому возвратных туристов стало больше на 20-25%. Для таких клиентов у нас есть тур «Сам себе туроператор». Ты самостоятельно выбираешь размещение от дорогих «пятерок» до апарт-отелей, которых очень много в центре города. А дополнительно конструируешь программу из экскурсий, которые предлагаются по расписанию – и классические, и «Новую географию». Люди хотят индивидуализировать тур, они все равно будут в группе, но сами выбирают, что будут смотреть.
- Что происходит с въездным туризмом?
- Иностранцы есть, но небольшие группы – из Индии, ОАЭ, Катара. Немцы коротко проскакивали. Но говорить, что въездной туризм жив, не приходится. И даже если кто-то проявляет к нам интерес, то иностранцы могут ходить в музеи только с 24-часовым ПЦР-тестами, причем результат даже срочного теста приходится ждать по 6 часов. Поэтому взаимного признания вакцин мы ждем с нетерпением. Как только это случится, туризм оживет. Потому что спрос все равно есть, Россия всем интересна.
Ирина Сафронова, специально для RATA-news