Сможет ли турист получить за отложенный тур деньги с процентами
Возвращение стоимости несостоявшегося из-за коронавируса тура с процентами возможно только в случае неисполнения туроператором своих обязательств по этой поездке. Иной подход противоречит общим положениям гражданского законодательства. Об этом говорится в письме президента РСТ Андрея Игнатьева министру экономического развития РФ Максиму Решетникову.
Вчера на заседании правительства был рассмотрен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращения последствий распространения новой коронавирусной инфекции».
В нем, в частности, определен порядок возмещения затрат туристов на туры, несостоявшиеся из-за введения ограничений на поездки в связи с эпидемией. Эксперты РСТ подготовили изменения и дополнения к документу с учетом того, что они могут быть внесены на стадии доработки проекта в Госдуме.
Одна из статей законопроекта предполагает, что турист, который до окончания срока действия обязательства туроператора по отложенному туру не воспользуется турпродуктом, должен получить его стоимость с процентами.
РСТ предлагает такой вариант взаимоотношений. Если турист сам не захочет отправиться в поездку в течение определенного законом времени, то ему надо вернуть полную стоимость тура, как это предусмотрено статьей 395 Гражданского кодекса РФ. А если отложенный тур не состоится по вине туроператора, то в этом случае турист должен получить стоимость путевки с процентами.
«На наш взгляд, уплата процентов по денежному обязательству возможна только при наличии факта неисполнения обязательств со стороны туроператора, Установление ответственности в виде процентов за сам факт пользования денежными средствами в период ограничений, вызванных распространением коронавируса, неправомерно, так как в действиях туроператора отсутствует факт правонарушения. Наоборот, туроператор действует добросовестно, поскольку предлагает клиенту альтернативный способ исполнения обязательства», – считает Андрей Игнатьев.
Кроме того, серьезную озабоченность экспертов РСТ вызывает включение в законопроект нормы, касающейся урегулирования отношений в случае увеличения стоимости отложенного тура.
Как говорится в документе, если общая цена перенесенной турпоездки на дату фактического отъезда окажется выше первоначальной, то туроператор не вправе требовать доплату с туриста.
«Экономические кризисы в России обычно сопровождаются падением курса рубля к доллару и евро. И такая норма заставляет туроператора доплачивать за тур, который по своим потребительским свойствам полностью соответствует тому, что был приобретен до кризиса», – говорит президент РСТ.
Он уточнил, что тем самым одна из сторон договора ставится в заведомо более выгодное положение, а другая принимает на себя повышенные финансовые риски. И это, в случае большого количества перенесенных туров и с учетом отсутствия массовых продаж сразу после отмены ограничений, может привести туроператора к банкротству.
Ирина Тюрина, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»