Тревелпорт

Последуют ли санкции регуляторов за перевозку туристов грузопассажирскими рейсами

Росавиация и Ростуризм пытаются закрыть лазейку для туроператоров, отправляющих клиентов грузопассажирскими рейсами в страны, с которыми до сих пор не возобновлено регулярное авиасообщение. Власти предупредили о возможном аннулировании таких полетов. Больнее всего это ударит по компаниям, уже продавшим туры на Кипр. Туда пока нельзя отправиться обычными рейсами, хотя страна принимает россиян. Действия регуляторов уже привели к сокращению полетов и подорожанию турпакетов.

Ростуризм уведомил туроператоров о возможном аннулировании у авиакомпаний допусков на выполнение грузопассажирских рейсов, перевозящих организованных туристов в страны, с которыми официально не возобновлено авиасообщение. В этом случае, предупреждает ведомство, операторы несут ответственность перед клиентами за ненадлежащее оказание услуг.

Письмо последовало, когда Росавиация проинформировала Ростуризм о необходимости принять соответствующие меры «в отношении недобросовестных туроператоров».

Сейчас по решению оперштаба для россиян доступны 43 страны. На грузопассажирских рейсах организованные туристы в основном летают на Кипр и в Тунис, которых нет в списке оперштаба.

Туры на Кипр начали активно продаваться с апреля. По некоторым данным, туда летали 1-3 тыс. россиян в день. С учетом средней глубины бронирования в две недели на Кипре сейчас могут находиться 14-42 тыс. туристов, столько же туров продано с вылетом на предстоящие дни, сообщил «Коммерсанту» источник в отрасли. Туры в Тунис выкуплены в незначительном объеме. Вывоз организованных туристов из этих стран грузопассажирскими рейсами будет проходить в плановом порядке до 19 июня, говорит собеседник.

По его информации, в минувшие субботу и воскресенье допуски для авиакомпаний на часть рейсов на Кипр уже аннулировались. Поводом для решения Росавиации стали многочисленные претензии туроператоров, жаловавшихся на то, что перевозить на грузопассажирских рейсах могут только «конкуренты с административным ресурсом», полагает источник.

Решение чиновников положение, впрочем, не улучшило. На рынке сложилась странная ситуация: билеты на грузопассажирские рейсы продаются свободно, туристы могут их купить, но туроператорам теперь нельзя, подчеркивает представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Впрочем, ни у тех, ни у других не было гарантии, что рейс вылетит.

Многие агенты не рекомендовали бронировать полеты на Кипр из-за высоких рисков и цен, достигавших 400 тыс. руб. на четыре человека на десять дней в четырехзвездочном отеле, утверждает представитель Национальной сети турагентств Игорь Блинов. Ситуацию осложняют не реализованные с 2020 года обязательства перед туристами, чьи средства были задепонированы туроператорами. По словам экспертов, большинство из путешественников, которые этим летом планировали отправиться на Кипр,– именно такие клиенты. Они не готовы провести летний отпуск на российских курортах или платить за дорогой отдых на Ближнем Востоке и Мальдивах.

Генеральный директор Space Travel Артур Мурадян считает, что источниками возникшей проблемы стали авиакомпании, которые получали грузопассажирские рейсы фактически под туристические цели. Билеты в свободной продаже. При покупке и во время регистрации никто особо не интересовался, имеет ли человек статус, позволяющий ему выехать и въехать в страну.

«Это была правовая лазейка. Ряд туроператоров воздерживался от продажи таких билетов, пытаясь соблюдать букву закона, но некоторые крупные игроки все больше разворачивались и ставили такие рейсы с аффилированными авиакомпаниями, имеющими допуски, причем из разных регионов», – говорит г-н Мурадян.

При этом главный редактор Avia.ru Роман Гусаров сомневается, что предупреждение Росавиации повлечет действительно серьезные последствия: «Регулятор не прописал конкретные меры или санкции, грозящие перевозчикам за выполнение фактически туристических чартеров под видом грузопассажирских рейсов». Авиакомпании, полагает эксперт, скорее всего продолжат перевозить туристов. Возможно, они увеличат объем грузов, чтобы завуалировать полную загрузку салона пассажирами, считает г-н Гусаров.

Вчера на сайте Ростуризма появилось совместное с Росавиацией заявление, в котором ведомства рекомендуют туристам тщательно выбирать направления для путешествий с учетом рисков, связанных со статусом рейсов. «Турист рискует частично или полностью не получить ту услугу, за которую он заплатил, а бизнес, соответственно, рискует получить убытки и не оправдать доверие людей», – говорится в сообщении. Санкций, видимо, не будет.