Интурмаркет с 1 октября

«У нас, конечно, нервы – канаты, но и они, к сожалению, не вечные»

«Скорее мертв, чем жив», «Еще дышу», «Еле дышу», «Умер», «До весны забыла про туризм». Таковы варианты ответов в очередном опросе, проведенном профессиональным сообществом Radio Travel, чтобы выяснить настроение турагентов.

По мнению основателя сообщества, генерального директора компании «Меридиан-тур», руководителя комитета по турагентской деятельности РСТ Анжелы Галкиной, в целом материальное и моральное состояние турагентского рынка – более чем печальное. «В глубокой депрессии находится большинство коллег. Высокий сезон был короток, да и не особенно он был и высокий, – сказала она RATA-news. – Финансовую подушку на зимний период турагентам, за редким исключением, создать не удалось. Даже погасить накопленные долги за первое полугодие смогли не все. Мы теряем грамотных специалистов, не выдерживают даже очень крепкие агентства. Нужна «скорая помощь» правительства».

В это связи, продолжила г-жа Галкина, турбизнес благодарен члену Совета Федерации РФ Андрею Кутепову, обратившемуся к премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением освободить турфирмы от налогов до конца 2020 года и продлить программу господдержки.

Региональным компаниям приходится тяжелее всего. Как рассказала RATA-news председатель Ассоциации турагентов и туроператоров Амурской области Ольга Кушнарева, агентский рынок Дальнего Востока, в частности Амурской области, находится в глубоком кризисе. Из-за сильной отдаленности от центра России и крайне слабой туристической инфраструктуры в регионе продавать и предлагать нечего. «Нескончаемые споры с туроператорами по возврату туристам денег за несостоявшиеся туры, постоянные уговоры клиентов перенести тур – вот все, чем сейчас заняты турагенты области», – подчеркнула она.

Как добавил президент ассоциации «Федерация туризма» Андрей Федоров, московский турбизнес хоть и оживает потихоньку, но направлений критично мало. «Туристы боятся нестабильности, второй волны пандемии, очередного закрытия границ – и покупают туры только на ближайшие даты. Так что о раннем бронировании можно забыть минимум на год», – считает он.

Комментарии под опросом Radio Travel красноречиво подтверждают слова наших собеседников. Валентина Лаптева из калининградского турагентства Coral Travel признается, что «веет пустотой... Оптимизм заканчивается, осталось черное чувство юмора». Ей вторит Мария Череватых, краснодарская компания «Компас»: «Последние две недели есть продажи, как ни странно, но ветер безнадеги дует уже во все паруса, поэтому решила сходить в мини-отпуск – пока не началось».

В отпуск решила отправиться и Алсу Игурова из компании Itour. По ее мнению, терять особо нечего: «Ждала, что в эти выходные продажи будут космические, детей на две недели отправили на каникулы, но нет. Вообще, не понимаю, где логика. То пусто, то густо. Но мы живы и не теряем оптимизма, так как надеемся, что все это временно. У нас, конечно, нервы – канаты, но и они, к сожалению, не вечные».

«Самое паршивое в нынешней ситуации – что-то продать можно, только стоя в позе «улыбаемся и машем» при любых заголовках в СМИ. Но совесть не позволяет так работать», – говорит Марина Морева из тюменской компании Chili-Tour.

Агенты стараются оптимизировать свои затраты. Например, Виктория Савватеева из екатеринбургской компании Art Travel съехала из офиса в начале октября, чтобы не платить за бессмысленную аренду в ближайшие месяцы. «Сижу дома, занимаюсь бухгалтерией и сайтом. Новогодние рейсы и зимние поездки по области пока не сняла, но, скорее, сниму. Жду, когда пройдет тошнота от слов «аннуляция», «перенос», «возврат». Как будет – так будет. Хуже уже точно некуда».

А вот Галина Азарова, компания «Альманах», Ессентуки, упомянула о возможном переезде: «Ох, не хочу! Уже съезжала. С надеждой открылась в другом месте. Но тенденция очень печальная. С нашими СМИ, реальными фактами и мировыми катаклизмами никакие маркетинговые ухищрения тягаться не могут».

Впрочем некоторые агенты упоминали о положительном опыте оптимизации. Глава онлайн-турагентства AMTravel Артем Широков закрыл офис еще в марте и вложился в сайт, получив в итоге доход за июнь больше, чем за аналогичный месяц прошлого года. «На турах по России заработал хорошо. Работаешь из дома, на бензин, парковку и ланчи тратиться не нужно. Выжил за счет трех категорий: семей, которые каждый год возят детей на море, врачей, которым дали хорошие ковидные премии, и друзей-миллениалов. Последние привыкли планировать свой отпуск самостоятельно и летать в Европу, а тут каждый второй заказал через меня Турцию. Столько турецких курортов и отелей на завтраках «без русских», как за этот сезон, я за 10 лет работы не продал. В общем, на жизнь хватает», – подчеркнул г-н Широков.

В целом итоги опроса показали, что большинство агентств держатся на плаву из последних сил. Лидирует ответ «Скорее мертв, чем жив», этот вариант выбрали около 300 членов сообщества Radio Travel. Вариант «Еще дышу» выбрали почти 200 человек, а «Еле дышу» – порядка 100. И всего 25 агентов оптимистично подтвердили, что они «Живее всех живых».

Наталья Панферова, RATA-news