Интурмаркет с 1 октября

Наталья Косьмина: «Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»

В турбизнесе Ростова-на-Дону в этом году образовалась концентрация взаимосвязанных проблем, которые оставили регион без части полетных программ, а турагентов, соответственно, без продаж. О региональных особенностях турагентского рынка рассказывает председатель правления РСТ-Юг, руководитель компании «Семь чудес света» Наталья Косьмина.


- Наталья, каким, по вашим оценкам, будет зимний сезон, как шли продажи?

- Сезон прогнозируем непростой. Есть ощущение нехватки клиентов, у людей просто нет денег на поездки. Отсутствует глубина продаж. Новый год, декабрьские и январские заезды мы начали продавать только три недели назад, хотя прежде бронировали горнолыжку, самое позднее, за два месяца, иначе не будет мест в хороших отелях. В моем агентстве продажи в целом на 15-20% ниже, чем в это же время год назад.

Да и особо нечего продавать зимой: направления в наличии либо только дорогие, либо вылеты раз в 10 дней, нет возможности выбрать длительность тура. Есть программы туроператоров в ОАЭ, Индию, Таиланд (Бангкок, Пхукет), Китай (Санья). По регулярными рейсам сотрудничают с Turkish Airlines при перелете со стыковками в Юго-Восточную Азию, Африку и Европу, с Czech Airlines – по групповым программам в Прагу и транзитным маршрутам через Прагу в Европу. В экзотические страны со стыковками летает лоукостер Fly Dubai. Сейчас туроператоры добавили к регулярным рейсам еще и чартеры на Стамбул и продают недорогую экскурсионку на 3-4 дня. Вылеты в Анталию продлили до Нового года. Кажется, не так уж мало, но явно меньше реальных возможностей аэропорта.

На рынке много проблем. Они приблизительно одинаковые и в Москве, и в других местах, но в регионах, наверное, острее ощущаются: покупательская способность клиентов ниже, программы более скудные, рейсов меньше. В Москве огромный спектр возможностей для туристов, можно выбрать любое количество дней отдыха, подобрать любое направление, а мы лишены этого.

- К чемпионату мира по футболу 2018 в Ростове-на-Дону построен новый аэропорт. Почему не хватает полетных программ?

- Аэропорт хороший, единственный в России построенный с нуля, получил 5* в рейтинге Skytrax. Но он вынесен за пределы города и добираться до него теперь приходится 40 минут. Для нас это много, учитывая, что до старого аэропорта мы могли из центра Ростова даже вечером доехать за 10 минут. Но это не самая большая проблема.

Прежний аэропорт управлялся унитарным предприятием, а новый отдали в управление холдингу «Аэропорты регионов». Туроператоры говорят нам, что на ценообразование туров очень повлияли условия, которые выставляет компания. Услуги аэропорта настолько дорогие, что даже авиакомпания Azimut, которая базируется в Ростове, открывает некоторые рейсы из Краснодара. Рейс в Мюнхен поставили именно из аэропорта Краснодара, а не из Ростова. Разница в цене тура на Корфу в следующем году с вылетом из Ростова и из Краснодара составляет 100 евро, то есть это 300 евро на семью из трех человек.

Прошедшим летом в Ростове впервые за 20 лет не было прямого рейса на Италию. Впервые за 25 лет зимой нет прямых перелетов на зарубежные горнолыжные курорты – в прошлом году были хотя бы новогодние рейсы. Но все это есть в соседнем Краснодаре. Летом в Ростове сняли рейс на Родос и перевели в Краснодар.

Наши люди летят в Катар, Доху, Эмираты, на Сейшелы, в Мексику через столицу. Зачем же мы строили аэропорт? Исторически первые рейсы в Дубай полетели из Москвы, а вторым был именно Ростов. Мы летали круглый год в Италию, в Израиль, в ОАЭ, было два или три рейса в Германию, в Прагу. На майские праздники и Новый год всегда был прямой Париж и Вена. Когда-то у нас летали Austrian Airlines и Lufthansa, а сейчас вообще ничего не осталось.

- Но, может быть, новый аэропорт способствует активизации въездного турпотока?

- Да хотелось бы. У нас к чемпионату мира построили не только аэропорт, но и стадион, много гостиниц, торговые центры. Теперь отельеры в панике, потому что загрузка на уровне 7-10% и только в какие-то пиковые даты достигает 70%.

На туристическом форуме «Вольный Дон!», который проходил у нас 6 декабря, в ходе презентации региона говорилось, что у нас классный аэропорт, но при этом объемы перевозки упали по сравнению с 2018 годом, хотя и выросли по отношению к объемами старого аэропорта. Но выросли за счет каких направлений? Спасибо авиакомпании Azimut, которая соединила Ростов с другими городами-миллионниками. Но Ростов любят и немцы, и израильтяне. В Ростовской области есть что показать и что посмотреть. Но как можно говорить о приеме российских и иностранных туристов, когда самая разветвленная полетная программа из Ростова – в Москву? Выполняется 6-8 рейсов в день. Борты летают полные. Мне кажется, наш аэропорт превратился в придаток Москвы.

В декабре на собрании РСТ-Юг мы планируем обсудить письмо в правительство, связанное с этой ситуацией. Хотим добиться расширения полетной программы и субсидирования рейсов из аэропорта «Платов».

- Как в этой ситуации складываются отношения агентов с туроператорами?

- Все это обострило процессы, которые идут у нас в агентской среде. Сейчас нас волнуют три проблемы. Про аэропорт я уже сказала. Вторая проблема – взаимоотношения с туроператорами, третья – юридические рамки нашей деятельности.

Не первый год мы рекламируем акцию раннего бронирования, заранее продаем туры. Но в мае, когда до старта полетной программы остается неделя, ее отменяют. То есть мы берем у людей деньги, не зная, будут рейсы или нет. В июне-июле нам сообщают, что загрузки нет, потому что нет глубины продаж. Мы заплатили за тур в январе, программа не состоялась, а деньги туроператор возвращает нам в июле. Что можно купить в это время? Уже нет мест в отелях, на рейсах, другой курс валют. За свою работу мы не можем ничего удержать с клиента. А комиссия при оплате через терминал уходит в наши прямые потери. Может на уровне профессиональных объединений кто-то поднимет вопрос о том, что туроператоры необоснованно заявляют полетные программы в период акций раннего бронирования?

Например, в распоряжении туроператора есть шесть бортов, на которых они базируют свою программу по всем аэропортам. Не исключено, что эти борты в состоянии выполнять 50 рейсов в неделю, а туроператоры ставят 80, потом 30 отменяют или пересаживают людей на рейсы из соседних аэропортов, в крайнем случае – возвращают деньги. По сути они получают возможность без процентов и кредитов распоряжаться большими деньгами в течение года. Мы здесь играем роль какого-то передаточного звена между туроператором и туристом. А почему бы не ввести штрафы за снятие программы? Почему, когда мы по какой-либо причине аннулируем тур, туристам выставляют штрафы, а туроператор не платит турагентам или туристам в качестве компенсации даже 25-30 евро?

- Сейчас много говорят о снижении агентской комиссии. Все ли туроператоры срезают вознаграждение?

- По моим ощущениям, о снижении комиссии либо говорят, либо думают практически все туроператоры. Кто-то заявляет об это прямо и жестко, кто-то применяет завуалировано – снижает комиссию за несколько дней до вылета, предлагает акции. Очевидно желание работать напрямую с туристами – при заполнении анкет операторы просят указывать контакты наших клиентов. Потом туристы получают предложения от туроператоров, их переключают на собственную розницу и франчайзинговые сети.

Но я уверена, что каждый должен заниматься своим делом. Как бы они ни хотели развивать прямые продажи, без турагентской розницы не справятся. Даже онлайн-бронирование не является панацеей. Одно дело забронировать в интернете отель на Красной Поляне и другое – тур с чартерной перевозкой или со сложной программой. Понимаю, что часть наших клиентов уходит в онлайн, но я также уверена, что на 10-15 лет вперед мы работой обеспечены. Для многих клиентов важно личное общение, им надо кому-то задавать вопросы. Последние два года я наблюдаю, как в турфирмы возвращаются клиенты, которые какое-то время назад ушли в самостоятельное бронирование. Они приходят за советом, за опытом и практикой.

Комиссия должна быть минимум 10%, в противном случае турагентства балансирует на уровне «вытяну-не вытяну». Многие операторы возразят: агенты дают скидки покупателям и работают за 1%. Но это, как правило, «частники», у которых нет офиса и наемных сотрудников. Таких немало, и это тоже проблема, с которой надо бороться, но, как показывает практика, только с помощью туроператоров. Они могут ввести определенный регламент заключения договоров, например, только с ООО или ИП, которые имеют офис и не менее трех сотрудников. Это не будет мешать развитию малого бизнеса, а лишь защитит туристов от недобросовестных турагентов. И давно надо было воспользоваться опытом Казахстана, где на законодательном уровне запретили туроператорам продавать путевки в розницу.

Наталья Рудакова, специально для RATA-news