Что изменит для туристов внедрение электронной путевки
Правительство приняло постановление от 18.03.2023 №417 о порядке функционирования информационной системы электронных путевок. Документ вступает в силу с 1 сентября 2023 года, с этого момента передача данных в систему туроператорами и турагентами становится обязательной. За невыполнение этого требования вводятся санкции вплоть исключения из соответствующих реестров. Пока речь идет о внесении данных только по турам за рубеж, для внутреннего туризма оно отложено на год.
Правила устанавливают порядок и сроки формирования электронной путевки, а также обязанность передачи турагентом туроператору уведомления о заключении договора о реализации турпродукта. Одновременно правила определяют структуру электронной путевки и сведения, которые должны быть переданы туроператором в информационную систему.
Как пояснил RTN глава правового комитета РСТ, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, правила определяют прежде всего формирование и ведение реестра электронных путевок как системы наблюдения за деятельностью туроператоров.
«В постановлении четко сказано, что система предназначена для обеспечения Министерства экономического развития и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей достоверными сведениями, содержащимися в договоре, и иными сведениями, подлежащими представлению туроператором в информационную систему, а также для обеспечения соответствующими сведениями заказчиков и потребителей турпродукта», – сказал он.
То есть новая информационная система – инструмент, необходимый государству для сбора статистических данных в туризме и сверки показателей туроператоров по объему реализации турпродукта и числу туристов. В этом смысле, по словам Георгия Мохова, нынешняя версия электронной путевки не ориентирована на потребителя как бенефициара системы.
«Десять лет назад, когда система начинала обсуждаться, планировалось, что в договоре с туристом будет указан куар-код, который позволит отслеживать в системе всю сделку. Но в окончательной версии этого нет, поскольку данные передаются не в течение 24 часов, как предполагалось, а в течении месяца. Таким образом турист не может в момент заключения договора обратиться в систему и проверить данные по своей путевке. Однако он может обратиться к оператору системы с запросом через личный кабинет и получить выписку, например в случае конфликта для суда», – сказал Георгий Мохов.
На самом деле, по словам эксперта, практика показала, что туристы крайне редко заходят даже в открытые реестры, например, туроператоров или агентов. Обычно это происходит уже в случае необходимости, при решении каких-либо спорных ситуаций. Поскольку сведения о путевках подаются туроператорами не позднее 15 числа следующего месяца, то за это время турист может и уехать, и уже вернуться с отдыха.
«Но то, что система не ориентирована напрямую на клиента, не значит, что она такой не станет. Можно предположить, что после года эксплуатации, когда всем ее участникам будет понятен порядок действий, можно будет ее модернизировать и сделать более полезной для самих туристов», – заметил эксперт.
Электронная путевка – это информационная система, в которую туроператоры должны вводить подробные параметры каждого проданного турпакета, включая данные выезжающих туристов, место назначения, сроки поездки, тип размещения и категорию отеля, тип транспорта, место отправления и прибытия (аэропорт или вокзал), стоимость и другие.
Светлана Ставцева