Как АСИ планирует развивать в России сеть туристических троп
В Агентстве стратегических инициатив (АСИ) считают необходимым создать в России единую систему туристических троп, определить само это понятие, убрать мешающие развитию этого направления административные нормативно-правовые барьеры, в том числе, по размещению троп на землях различных форм собственности. О том, как будет развиваться в России сеть активных маршрутов для туристов, говорили участники тематической сессии на туристическом форуме «Путешествуй!», который прошел в Москве.
«Надо использовать доступные для массового туризма тропы, не требующие специальной физической подготовки, которые остались еще с советских времен. У россиян должна быть возможность ходить по тропам не будучи мастерами по спортивному ориентированию, передвигаться по природной территории без специальных навыков и снаряжения», – сообщил руководитель программы АСИ «Туристические тропы России» Олег Иванов.
По его словам, сейчас в российских регионах существует множество троп: пешие, конные, велосипедные, снегоступные, лыжные. Также они делятся по значимости – национальные, региональные, местные, по тематике – паломнические, военно-патриотические, рекреационные, гастрономические и т.д. Есть полностью или частично оборудованные тропы, среди наиболее протяженных «Большая Засечная черта» (около 800 км), «Кубанская» (740 км), «Крымская» (более 500 км), «Кавказская» (450 км), «Волжская» (350 км), «Южноуральская» (300 км), «Калужская» (200 км), «Псковская» (170 км), «Большая Севастопольская» (117 км), «Дорога в Лавру» (120 км), «Сысертская сотня» (100 км).
По словам Иванова, оборудованные рекреационные тропы значительно увеличивают туристическую привлекательность региона, работают на местное сообщество. К примеру, на тропе «Пик Черского» в Иркутской области после минимального оборудования и маркировки посещаемость выросла в десятки раз, пришли бизнес-проекты.
Обустройство туристических троп дает широчайшие возможности для малого и среднего предпринимательства. Появляются средства размещения, точки питания, услуги гидов, тем более, если тропа находится в транспортной доступности и не требует сложной заброски людей. Для местных жителей есть и другие эффекты от появления таких маршрутов: например, в регионе повышается стоимость недвижимости.
Также Олег Иванов упомянул, что не менее важны рекреационные тропы небольшой протяженности, в условно шаговой доступности, в пределах двух часов езды на автомобиле. «Если смотреть на американский опыт, там существует система из тысячи рекреационных троп по всей стране. Но, возможно, для человека важнее иметь недалеко от дома хотя бы одну небольшую туристическую тропу на один или два-три дня», – уточнил он.
Тропы различаются по степени подготовленности, все зависит от запроса целевой аудитории. Например, американцы и канадцы предпочитают тропы для «первооткрывателей», желающих максимально находиться в дикой среде, то есть постоянная навигация будет визуально мешать такому туристу. В этом случае маркировка тропы минимальная, зато на высоте цифровизация маршрута. Возможен и другой подход, когда турист идет по максимально оборудованной трапеции с перилами, каждый вечер ужинает в шале и т.д.
«В целом к туристической тропе можно относиться как к мощному мультипликатору. Туристы начинают тратить деньги еще по дороге в национальный парк – на заправке, в магазинах, берут кофе в придорожных кафе, останавливаются на ночь. Вначале путешественники формируют турпоток, потом приходит бизнес. Есть и другой подход, например, на горнолыжном курорте бизнес уже присутствует, и туристические тропы строят, чтобы сформировать еще и летний поток», – пояснил Олег Иванов.
Наталья Панферова