В РСТ придумали, как снизить стоимость автобусной перевозки туристов
Согласно опросу региональных туроператоров, проведенному комиссией РСТ по автобусным перевозкам, цены на услуги транспортных компаний, которые занимаются организованными автобусными перевозками туристов, в том числе детей, возросли с 2019 года на 30-50%. Причина – в сложном положении транспортных компаний, а это, в свою очередь, осложняет развитие туризма в стране.
В связи с этим президент РСТ Илья Уманский направил предложения по комплексу мер, направленных на поддержку транспортных компаний председателю комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаеву.
Как сказано в письме, среди основных причин подорожания услуг – нехватка специализированных транспортных средств, запасных частей, узлов и агрегатов, поставки которых во многом ограничены в связи с санкциями. Росту цен способствует также удорожание необходимой промышленной продукции на внутреннем товарном рынке плюс нехватка водителей, специализирующихся на перевозках туристов, тем более организованных детских групп.
Остановить повышение цен в сфере организованных перевозок туристов автобусами, как полагают в РСТ, возможно, но для этого необходимы меры поддержки.
Прежде всего, надо нормативно закрепить в законодательстве определение туристического автобуса. Оно есть в новом законопроекте «О туризме и туристической деятельности в Российской Федерации», разработанном Федеральным агентством по туризму. Однако законопроект до сих пор не внесен в Госдуму, поэтому РСТ предлагает рассмотреть вопрос о внесении отдельной законодательной инициативы, которая бы вводила понятие «туристический автобус».
При нормативном разграничении туристических, рейсовых и заказных автобусов можно было бы выработать отдельный механизм субсидирования, который распространялся бы не на всех перевозчиков, а только на тех, которые работают в узком сегменте туризма. Одновременно появится возможность сделать бесплатной стоянку по маршруту следования, а также предоставить право проезда туристическим автобусам по выделенной полосе маршрутного движения, говорится в письме.
РСТ также обращает внимание законодателей на чрезмерные и порой просто трудновыполнимые нормы правил дорожного движения, санитарных правил и КоАП РФ. Это касается, в частности, ограничения скорости автобуса, перевозящего организованные группы детей, до 60 км в час, хотя на федеральных и региональных трассах ограничение составляет от 90 до 130 км в час.
Еще одна проблема перевозки организованных групп детей – дублирующие требования при подаче уведомлений. Если задействованы один или два автобуса, надо подать уведомление в территориальный орган МВД и одновременно заполнить форму уведомления на сайте ГИБДД. РСТ предлагает оставить одно уведомление – ГИБДД.
Также избыточным и неэффективным названо задержание транспортного средства в случае административного правонарушения. Если перевозка осуществляется организацией с лицензией на пассажирские перевозки, нарушитель в любом случае выплатит штраф. Если автобус задержат, организатор перевозки понесет дополнительные расходы: надо оплатить стоимость вынужденной парковки и обеспечить замену автобуса для выполнения обязательств перед контрагентами и потребителями.
Стоит также пересмотреть штрафы за нарушения в области организованной перевозки детей. Для должностных лиц они составляют до 50 тысяч рублей, для юридических – до 200 тысяч. При этом за административные правонарушения, влияющие на безопасность жизни, здоровья людей, безопасность дорожного движения, штрафы такие же, как и за нарушения, которые не несут такой угрозы.
Как пояснил RATA-news руководитель юридического отдела РСТ Николай Литаренко, важно донести до Госдумы, что решение проблемы транспортных компаний носит комплексный характер: «Проблем много. Какие-то существуют многие годы, какие-то возникли недавно. Особенность в том, что разово, точечно, например, выделив таким компаниям субсидии, эти проблемы не решить. Именно поэтому мы говорим о комплексных мерах поддержки на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Потребуется долгая кропотливая работа».
«Но начинать ее надо сейчас, иначе турфирмы рискуют остаться без автобусов, – говорит руководитель автобусной комиссии комитета РСТ по транспорту, генеральный директор компании «СБО» Марина Лабутина. – В отличие от других сегментов турбизнеса, транспортные компании не получили за время пандемии никакой поддержки. Многие из них сейчас в критическом состоянии из-за лизинговых платежей. Парк резко сократился, а те, кто остался, не горят желанием сотрудничать с низкомаржинальной сферой турбизнеса, особенно в детском сегменте. Огромная нехватка водителей. В итоге рост цен минимум на 30% в Москве, а в некоторых регионах доходит до 50%».
Светлана Ставцева, RATA-news